CОДЕРЖАНИЕ: 102 темы

>БЕЛОПОЛЬСКАЯ СПЕШКА 1920 ГОДА >БИТЬ НАПОЛЕОНА >БОИ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ ЯЗЫКОМ ЦИФР >БРОНЕТАНКОВАЯ СТАТИСТИКА ВТОРОЙ МИРОВОЙ >БТТ АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ >БТТ ГИТЛЕРОВСКОЙ ОСИ >БЫЛИ НЕ ГОТОВЫ К ВОЙНЕ? >БЫТЬ ВОЙНЕ >БЫТЬ ПО СЕМУ! >В ЖЕРНОВАХ НКВД >ВЕЛИКИЕ ОБО ВСЁМ И НИ О ЧЕМ >ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ В ЦИФРАХ >ВОЕННЫЙ БЫТ И БЫТИЁ >ВРАГ У ВОРОТ >ВТОРОЙ ФРОНТ ВТОРОЙ МИРОВОЙ >ВЫКРУТАСЫ ИСТОРИИ >ГЕОПОЛИТИКА ВВЕРХ НОГАМИ >ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ СОЮЗНЫХ БОМБАРДИРОВОК >ДЕНЕЖНО-ПРОДУКТОВАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ЖИЗНИ >ДО НЕПРИЛИЧИЯ СТРАННАЯ ВОЙНА >ДО ПОРЫ МОЛЧАЛИВАЯ СМЕРТЬ >ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ФАШИЗМУ >ЕЩЕ РАЗ О БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ >ЗА ВЗЯТИЕ БЕРЛИНА >ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ И СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ >ИЗ НЕ ДОЗРЕВШЕГО >ИНТЕРЕСНОЕ ИЗ МИРА ЕДЫ И НАПИТКОВ >ИСКУССТВУ-БЫТЬ! >ИСПАНСКАЯ ПРЕЛЮДИЯ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ >ИСТЕРИЯ БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ >ИСТОКИ КРАСНОГО ТЕРРОРА >КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ >КАТАСТРОФА ЧЕТВЕРТОГО ФЛОТА МИРА >КИТАЙСКИЙ NO PASARAN >КОМУ ВЕРИТЬ ИЛИ ПРАВДА О АФГАНИСТАНЕ >КОСМОПОЛИТЫ БЕЗ СТРАХА И УПРЕКА >КРЫМСКАЯ ЭПОПЕЯ 1854-55 ГОДОВ >КТО ВОЕВАЛ ЗА АНГЛИЮ >КТО КОГО КОПИРОВАЛ? >КТО ПРЯЧЕТСЯ ЗА ПСЕВДОНИМОМ >КУРСКАЯ БИТВА БЕЗ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ШЕЛУХИ ("РУМЯНЦЕВ-КУТУЗОВ") >КУРСКАЯ БИТВА БЕЗ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ШЕЛУХИ ("ЦИТАДЕЛЬ") >ЛЕНД-ЛИЗ БЕЗ КУПЮР >ЛЕНИН-ПОРТРЕТ БЕЗ РЕТУШИ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О АВИАЦИИ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКЕ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О НАДВОДНОМ ФЛОТЕ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О ПОДВОДНОМ ФЛОТЕ >МАЛОУПОМИНАЕМОЕ О ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ >МАРШАЛ-МАРОДЕР ЖУКОВ >НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ВОЕННОПЛЕННЫХ В СССР >НЕ ВЕЛИКИЕ СТРАННОСТИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ >НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ >НЕВОЛЬНИЧЬЯ ПРАВДА >НЕИЗВЕСТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ >НЕИЗВЕСТНОЕ О ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЯХ >НЕМЕЦКИЙ ПЛЕН И ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД >НЕОПРАВДАННАЯ ВОЕННАЯ ЖЕСТОКОСТЬ >НЕПОКОРНАЯ ПОЛЬША >НЕУДОБНАЯ ИСТОРИЯ >НКВД ПЕРЕД ЛИЦОМ ЦИФР >О ФОРМЕ СНАРЯЖЕНИИ НАГРАДАХ И ЗНАКАХ ОТЛИЧИЯ >О ЧЕМ НЕ ПРИНЯТО ГОВОРИТЬ ИЛИ ЛИЦЕНЗИОННОЕ ВОРОВСТВО >ОККУПИРОВАННЫМ ЖЕНЩИНАМ 2МВ >ОСОБЕННАЯ СПАРТА >ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУХОНЬ >ОСТОРОЖНО ДЕЗИНФОРМАЦИЯ >ОФИЦЕРСТВА СУДЬБЫ >ПАРАДОКСАЛЬНО НО ФАКТ >ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ >ПЕРЕД ЛИЦОМ НОВОЙ ОТЧИЗНЫ >ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ИЛИ ПЕРЕМЕШИВАНИЕ? >ПЛЕН И ВСЕ ЧТО ЕГО КАСАЕТСЯ >ПО СМЕРТИ БЕЗ ПОКОЯ И ПОЧТЕНИЯ >ПОЛТАВСКАЯ БАТАЛИЯ БЕЗ ПРЕДВЗЯТОСТИ >ПОМОЩЬ СССР ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ >ПОСЛЕ БОРОДИНСКОГО ПОБОИЩА >ПОТЕРИ ФАШИСТОВ ДО НАПАДЕНИЯ НА СССР >РЫЦАРСТВО НЕ ОТ МИРА СЕГО >СКРЫТОЕ РАБСТВО В СССР >СПАСИТЕЛЬНЫЕ КРЫЛЬЯ ЛЮФТВАФФЕ >СТАЛИН-ЭТО ЛЕНИН СЕГОДНЯ >СТИМУЛЫ ВОЕВАТЬ ЛУЧШЕ >СТРАТЕГИЯ ВЫЖЖЕННОЙ ЗЕМЛИ >СТРЕЛКОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ >ТАНКОВОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПОД ПРОХОРОВКОЙ >ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ШТАМПЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ >ТРОФЕЙНОЕ ВООРУЖЕНИЕ НА СЛУЖБЕ РККА И ВЕРМАХТА >ТЯГЛОВАЯ СИЛА ВТОРОЙ МИРОВОЙ >УЧАСТИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В ВОЙСКАХ ГИТЛЕРА >ФАШИСТСКАЯ ПОМОЩЬ СССР >ФАШИСТСКИЙ ЛЕНД-ЛИЗ >ФИНСКАЯ ЗИМНЯЯ ВОЙНА >ХАЛХИН-ГОЛ И ХАСАН В ЦИФРАХ >ХИМИЯ ОТ ДЬЯВОЛА >ЦЕНА ПОБЕД-ПОРАЖЕНИЙ 2МВ >ЦЕРКВИ В СССР >ЧЕРНЫЕ МЕТКИ БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ >ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ДИСЦИПЛИНАРНОМ БАТАЛЬОНЕ >ЧТО НЕ ТАК С ЛЕДОВЫМ ПОБОИЩЕМ? >ШОУ ЯЧМЕННЫХ ЛЮДЕЙ >ЭКОНОМИКА ГЕРМАНИИ НАКАНУНЕ И ВО ВРЕМЯ 2МВ >ЭТИКЕТОМ ПО СТОЛУ

ЛЕНД-ЛИЗ БЕЗ КУПЮР

14.10.2017 - последнее, в отличие от репостов, обновление темы
Каждое новое сообщение минимум 10 суток выделяется красным, но НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО находится в начале темы. Рубрика "НОВОСТИ САЙТА" обновляeтся РЕГУЛЯРНО, а все ее ссылки - АКТИВНЫ
Активные ссылки на подобные этой темы: "Фашистский ленд-лиз"
Интересное из Нета по данной теме: "Шланг с возвратом", "Как монголы помогли РККА победить Гитлера"

СССР получал по ленд-лизу исключительно то вооружение и технику, что выбирал сам после долгих и тщательных проверок и задержки возникали лишь тогда, когда какой-либо новый ее образец только поступил на вооружение страны-донора и она не успевала произвести нужное его количество. В отношении всего остального, что должно было поставляться по ленд-лизу, СССР исповедовал принцип "затыкания узких мест" в снабжении своей промышленности и армии остро необходимым в данный момент времени.
Для большего удобства и наглядности тема разбита на два раздела:
1. Ленд-лиз во временном пространстве ВОВ
2. Что и от кого конкретно получал СССР по ленд-лизу
3. На каких условиях осуществлялся ленд-лиз в СССР

- "Без этих двух видов помощи (30 тысяч тонн алюминия к началу октября 1941г и как минимум ежемесячно 400 самолетов и 500 танков) Советский Союз будет либо разгромлен, либо ослаблен до такой степени, что надолго потеряет возможность помогать своим союзникам активными боевыми действиями на фронте в борьбе против гитлеризма" - из послания Сталина Черчиллю, начало сентября 1941г (Прим.41*)
- "Нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжить войну" - Г.Жуков (Прим.33*)

В конце июня 1941г Сталин "бомбардировал" Англию и США посланиями, в которых содержались все более настоятельные требования о поставках военных материалов. В одном из первых посланий приводился список - Сталин просил 3000 истребителей, 3000 бомбардировщиков, 20 тыс. легких зенитных пушек, 3 млн. пар сапог и огромное количество различных видов сырья. При этом всегда присутствовала скрытая угроза - если не будет поставок, СССР не сможет продолжать борьбу. Постепенно требования стали более реалистичными и, что самое важное, касались лишь того, что могло быть поставлено в СССР (Прим.25*)

1.Ленд-лиз во временном пространстве ВОВ
- в декабре 1941г первые 212 истребителей "Аэрокобра" прибыли из Англии в СССР, при этом немцами было потоплено транспорт вместе с 54 самолетами этого типа на борту (Прим.53*)
- с середины 1943г и до конца 1944г в СССР по ленд-лизу было поставлено более 200 тыс. американских грузовиков и джипов (Прим.43*)
- на осень 1941-декабрь 1943г приходилось 7,5 млн. тонн грузов из 16,651 млн. тонн, отправленных по ленд-лизу в СССР за всю ВОВ (Прим.6*)

2.Общие данные поставок по ленд-лизу:
- только 20% всех поставок относятся к военной технике и 80% - к промышленному производству и продовольствию (Прим.42*)
- по данным американских источников, в итоге СССР получил 2 680 тыс. тонн стали, более 170 тыс. тонн алюминия, 29.4 тыс. тонн олова, 240 тыс. тонн меди, 330 тыс. телефонных аппаратов, 2 тыс. радаров, 5 тыс. радиостанций, 900 тыс. тонн взрывчатки, 18 млн. пар обуви. Анализ советской официальной статистики показывает, что 70 из каждых ста автомобилей РККА, каждый десятый танк, каждый четвертый истребитель, девять из десяти паровозов были поставлены по ленд-лизу
- 70% автомобилей, использовавшихся в РККА и прежде всего грузовиков, были поставлены по ленд-лизу, так как 58% советского автопарка было потеряно в 1941г
- поставки взрывчатых веществ и алюминия составляли 120-125% от объема советского производства годы ВОВ - 328 тыс.т алюминия по ленд-лизу против 263 тыс.т, произведенных СССР
- 96% всех авиационных прицелов для бомбардировщиков РККА (Прим.34*)
- 325 тыс. т. алюминия за ВОВ, тогда как сам СССР произвел 263 тыс. т. (Прим.34*)
- доля США в ленд-лизе – 96,4% (Прим.6*)
- 1\4 всех поставок по ленд-лизу приходилось на продовольствие (Прим.26*): 1,5 млн. тонн продовольствия (630 тыс. тонн сахара, 967 тыс. тонн муки и пшеницы, до 30.06.1943г поставлено 12000 тонн сливочного масла, в 1942г – 9000 тонн посевного материала) (Прим.1*). По другим данным, 250 тыс.тонн тушёнки, 700 тыс. тонн сахара, более 50% потребности СССР в жирах и растительных маслах (Прим.6*)
- 610 тыс. т сахара поставлено в СССР, тогда как сам СССР за ВОВ смог произвести 1,46 млн. т (Прим.42*)
- с 22.06.1941 по 30.04.1944 было поставлено США-Англией-Канадой: 9214 танков, 11230 самолетов (всего 18865 самолетов (из них 17000 боевых самолетов), 22 минных тральщиков, 12 канонерок, 82 корабля меньшего тоннажа, 210 тыс. автомашин, 3 тыс. зенитных орудий, 1111 зенитных установок "Aerlikon", 23 млн. ярдов сукна, 2 млн. покрышек, 476 тыс. тонн высокооктанового авиационного бензина, 170 тыс. тонн алюминия и дюралюминия, 217 тыс. тонн меди и изделий из меди, 103 тыс. тонн каучука, 29 тыс. тонн олова, 48 тыс. тонн свинца, 93 тыс. тонн джута, 42 тыс. тонн цинка, 6.5 тыс. тонн никеля, 1,2 млн. тонн стали и изделий из нее 26 тыс. станков, 17 тыс. мотоциклов, 991 млн. патронов, 23 млн. снарядов, 88 тыс. тонн пороха, 130 тыс. тонн тринитротолуола, 1,2 млн. км телефонного провода, 245 тыс. телефонных аппаратов, 5,5 млн. пар армейской обуви. Всего за весь период войны было поставлено - 427 тыс. грузовиков (152 тыс. "Studebaker"), 13 тыс. транспортеров, свыше 2 тыс. ремонтных автомобилей, 37 тыс. мотоциклов, 2670 тыс. тонн нефтепродуктов, 4478 тыс. тонн продовольствия. (Прим.3*)
- большинство советских архивов по ленд-лизу до сих пор засекречены и недоступны исследованию. Данные взяты из Материалов приемной комиссии Главного бюро инженерного корпуса Красной армии: англичанами (англичанами и канадцами - Прим.25*) было поставлено 1084 танка "Matilda-II" (Прим.14* и 25*) (потеряно при транспортировке 164 (252 - Прим.25*), 3782 (420 потеряно при транспортировке) "Valentine", 2008 бронетранспортеров "Bren" МК1, 20 лёгких танков "Tetrarch" МК-7 (Прим.25*), 344 (191 потерян при транспортировке) танка "Churchill" (301 "Churchill", из которых 44 потеряно при транспортировке - Прим.25*), 650 СУ-57 (Т-48), 1590 авторемонтных мастерских из Канады; Кроме того, англичанами было поставлено 6 танков "Cromwell" и 1212 универсальных траспортеров (Прим.25*) По другим данным, в СССР было отправлено танков: 1084 "Matilda-II", 301 "Churchill-III", 1676 М3А1 "Stuart" (1232 - Прим.21*), 4063 М4А2 "Sherman", 3782 "Valentine" (добралось до СССР 3332 машины - Прим.39*) (Прим.14* и 39*). По данным ГБТУ РККА в 1941г было принято 216 "Valentine", в 1942г - 959, в 1943г - 1776, в 1944г - 381 (Прим.39*)
- всего по ленд-лизу СССР получил 18566 единиц БТТ - это 16% всех танков, 12% САУ (659 САУ т-78 (в СССР – СУ-75, 52 САУ М10, 100 зенитных СУ М15, 1000 зенитных СУ М17), 100% бронетранспортеров (3034 "Scout" (Прим.15*), 1200 М2, М3 и М9, 2008 "Universal") (Прим.2*). По другим данным: 12505 танков, 1800 САУ, 1100 ЗСУ и 7179 БТР - 100% всех бронетранспортеров в РККА (Прим.14*) Еще по другим данным: почти 19 тыс. самолетов, около 600 кораблей различных классов, 11 тыс. танков, около 650 САУ, 6 тыс. бронетранспортеров, 12 тыс. орудий, бомбометов и минометов, около 500 тыс. автомобилей, 3 тыс. походно-ремонтных мастерских (Прим.22*)
- поставки авиабензина по ленд-лизу составили 57,8% от его производства СССР за период войны. Поставки железнодорожных рельсов по ленд-лизу составили 80% от советского производства. Западные поставки составили также 53% от общего объема советского производства взрывчатых веществ, более 80% от общего производства меди. А алюминия по ленд-лизу было поставлено в 1,25 раза больше, чем было произведено советской промышленностью в период ВОВ (Прим.8*)

ИТОГОВОЕ КОЛИЧЕСТВО поставок всеми странами-донорами:
Летательных аппаратов - 22 150, танков и САУ - 12 700, зенитных и противотанковых орудий - 13 тыс, кораблей и судов - 560, джипов и вездеходов - 51 503, грузовых автомобилей - 375 883, мотоциклов - 35 170, тракторов - 8 071, винтовок - 8 218, автоматического оружия - 131 633, пистолетов - 12 997, взрывчатые вещества - 345 735 тонн, динамита - 70 400 000 фунтов (31 933 тонн) , пороха - 127 000 тонн, тротила - 271 500 000 фунтов (123 150 тонн), толуола - 237 400 000 фунтов (107 683 тонн), детонаторов - 903 000, оборудования зданий - $10 910 000, товарных вагонов - 11 155, локомотивов - 1 981, грузовых судов - 90, противолодочных кораблей - 105, торпед - 197, радиолокаторов - 445, двигателей для кораблей - 7 784, продовольствия - 4 478 000 тонн, машин и оборудования - на $1 078 965 000, цветных металлов - 802 000 тонн, нефтепродуктов - 2 670 000 тонн, химикалий - 842 000 тонн, хлопка - 106 893 000 тонн, кожи - 49 860 тонн, шин - 3 786 000, армейских ботинок - 15 417 000 пар, одеял - 1 541 590, спирта - 331 066 литров, пуговицы - 257 723 498 штук
- с 1942г из США, Англии и Канады СССР получил около 500 кораблей, катеров и вспомогательных судов (Прим.26*)
- согласно обобщенным советским данным, за годы ВОВ из США-Англии-Канады получено 400 тыс. автомашин, 2,67 (2,586 - Прим.47*) млн. нефтепродуктов (1,16 высокооктанового авиабензина), 44,6 тыс. металлорежущих станков, 1860 паровозов, 11,6 тыс. вагонов и платформ, 517,5 тыс. тонн цветных металлов, 172,1 тыс. тонн кабеля и проводов, 18,7 тыс. самолетов, 10,8 тыс. танков, 9,6 тыс. орудий, 473 млн. снарядов, 15 млн. пар обуви, 69 млн. кв. метров шерстяной ткани (Прим.26*)
- в СССР по ленд-лизу поступило около 19537 боевых самолетов, из которых 13804 истребителя, 4735 бомбардировщиков, 709 транспортных самолетов, 207 гидросамолетов-разведчиков и 82 учебных самолета (Прим.28*)
- к декабрю 1941г, когда у РККА остался 1731 танк (из них 1214 легких танков Т-26, БТ, Т-40 и Т-60) СССР получил первые 180 танков из США и 750 танков из Англии, что составляло более 50% от имевшихся в РККА (Прим.14*)- в битве под Москвой импортная боевая техника составила 20%, что, в свою очередь, было равносильно ежемесячным потерям советской БТТ
- общие поставки самолетов по ленд-лизу в 1941г составили 10% и 30% в 1943г от произведенных в СССР (Прим.10*)
- для постройки самолета использовался специальный брезент, поставлявшийся исключительно по ленд-лизу (Прим.1*)
- 127 ремонтных танка М31 (в СССР – "Т2"), 200 бронированных тракторов на базе танка "Stuart", 190 транспортеров REO, 295 тягачей "Diamond", 1590 походно-ремонтных (только английские и канадские поставки) мастерских (по сути – мини танкоремонтный завод), каждая из 6-10 грузовых автомобилей, несколько десятков аварийных тягачей "Скэммэл" (Прим.2*), не менее 100 автомобилей-амфибий "Ford-GPA" (2200-3500 (3500 - Прим.25*) амфибий "Ford-GPA" и 723 (586 - Прим.25*) GMC DUKW 353 (Прим.23*)
- к середине 1943г поставлено по ленд-лизу - 11000 самолетов, 138 тыс. грузовиков и джипов, 912000 тонн стали, 387600 тонн меди, (75% всей использованной в военной индустрии СССР меди - Прим.6*), в то время, как СССР произвел 27816 тонн меди за 1941-45гг (Прим.1*)
- по ленд-лизу поставлено 409,5 тыс. автомобилей (из них - 20 тыс. джипов). Согласно следующим данным, СССР получил 428612 автомобилей (152 тыс. "Studebaker", 50501 Willis МВ и Ford GPW, поступавшие в комплекте с одноосным прицепом; 19621 "Dodge" WC, 300 "Dodge" WC-62; 5992 (6700 - Прим.25*) GMC CCKW-352\253), причем 119600 из них были собраны из машинокомплектов в СССР, своих автомобилей СССР произвел 205 тыс, из которых только 159,4 тыс. были направлены в РККА (Прим.23*) По другим данным, на 1945г из 665 тыс. грузовиков 427 тыс. получены по ленд-лизу (Прим.6* и 8*)
- 127 тыс. тонн готовых порохов, что соответствовало пику производства в СССР в 1944г, и 1\3 всего тротила, что получила РККА в годы войны, было получено, по российским данным на середину 2017г, по ленд-лизу
- 150 тыс. тонн материалов для производства порохов, из них 126,743 тыс. тонн этилового спирта, 9,804 тыс. тонн глицерина, 839 тонн камфоры, 141 тонна сернокислого калия, 1679 тонн калийной селитры, 1529 диэтиленгликоля, 1544 тонн централита, 1995 тонн дибутилфталата, 507 тонн дифетиламина (Прим.26*)
- из Англии-Канады - 12,5 тыс. тонн кордитного пороха, 10 тыс. тонн пороховых шашек для реактивных снарядов М-13 (Прим.26*), а также 5218 танков, 5000 ПТО, 4020 грузовиков, 1720 мотоциклов, 15 млн. пар ботинок и 4 млн. т. грузов, включая продовольствие (Прим.42*)

ленд-лиз из США:
- 1000 ЗСУ М17 (Прим.25* и 37*) и 100 ЗСУ М15 были США поставлены в СССР по ленд-лизу (Прим.37*)
- 525,369 тыс. сверхпрочной стали или 50% от произведенной в СССР (Прим.*)
- 12 из 50 млрд. долларов - общий объем помощи США СССР (Прим.25*)
- данные 21-го отчета Конгрессу США по операциям ленд-лиза "Поставки из США с начала действия соглашения о ленд-лизе до сентября 1945г": 4795 самолетов, 7056 танков (около 7500 - Прим.26*), 51503 автомобилей повышенной проходимости, 375883 грузовика, 35170 мотоциклов (Прим.42*), 8071 трактор, 8212 орудий, 131633 пулеметов, 345735 тонн взрывчатых веществ, строительное оборудование на сумму 10,9 млн. долларов, 11155 вагонов, 1971 локомотив, 90 транспортных судов, 105 противолодочных судов и катеров, 197 торпедных катеров, 7784 судовых двигателей, 4478000 тонн продовольствия, 802000 тонн цветных металлов, 2670000 тонн нефтепродуктов, 842000 тонн химических веществ, 106893000 ярдов хлопка, 49860 тонн кожи, 3786000 штук покрышек, 15417000 пар армейский обуви
- с октября 1941г по 31.05.45г было поставлено 4,48 млн. тонн продовольствия (Прим.42*)
- по советским же данным: около 7500 танков, 8 тыс. зенитных орудий, 132 тыс. пулеметов, 345 тыс. тонн взрывчатых веществ, более 500 кораблей и судов различного назначения, 400 (401 - Прим.47*) тыс. грузовиков, 51 тыс. джипов, 35 тыс. мотоциклов, 8 тыс. тракторов-тягачей и 3,8 млн. шин (Прим.26*)
- 9,6 тыс. американских орудий получено СССР за годы войны (Прим.12*)
- АТ: 14,535 (или 18,7 - Прим.12*) тыс. самолетов четырнадцати типов, 46,287 тыс. тонн различных авиационных запчастей, 130,696 тыс. тонн сборно-разборных взлетно-посадочных полос, 34 комплекта авиаремонтных мастерских (Прим.31*)
- БТТ: всего 10,8 тыс. танков (Прим.12*), из них 1681 легких танков (443 потеряно при транспортировке): 1679 "Stuart" и 2 М24 "Chaffee", 5374 средних танков (417 потеряно при транспортировке): 1386 танков М3 "Lee" и 4102 "Sherman" (Прим.25*) или, по другим данным, почти 1400 танков М3 "Lee" и около 4 тыс. "Sherman" (Прим.38*)
- по другим данным, из 1232 танков "Stuart" 977 были поставлены в 1942г и 255 в 1943г, причем первые 46 из них - в январе 1942г, а последние 16 - в апреле 1943г (Прим.21*). По другим данным, США поставили 1776 (104 потеряно при транспортировке) лёгких танков "Stuart", 1386 (410 потеряно при транспортировке) танков "Lee", 4063 (400 потеряно при транспортировке) танка "Sherman".
- АТТ: 375781 (427284 - Прим.42*) грузовик (11055 потеряно при транспортировке), 51503 джипа (3657 потеряно при транспортировке), 1534 ПАРМ (9 потеряно при транспортировке), 130 танкоремонтных мастерских, 665 танковых транспортеров (26 потеряно при транспортировке), 35170 мотоциклов (1870 потеряно при транспортировке), 8071 гусеничный трактор (253 потеряно при транспортировке). Кроме этого СССР приобрел у США: 6079 полуторатонных грузовиков, 2651 2,5-тонных грузовиков, 6 пятитонных, 19 автотягачей, 1000 джипов и 3 гусеничных трактора (Прим.25*)
- модели АТТ: автомобильные тягачи - 114200 "Studebaker", 6700 MG, 3100 "International", 47700 "Chevrolet", 1000 "Ford", 19600 "Dodge" 3\4; грузовые автомобили: 61100 "Ford-6", 9600 "Dodge" 1,1\5т, 1700 "Dodge" 3т, 1100 "Bedford", 500 "Ford-Mormon", 500 "Austin"; легковые автомобили: 39800 "Willis", 600 "Bantam", 200 "Chevrolet"; специальные автомобили: 200 штабных автомобилей-фургонов "Dodge Carryal" WC53, 2200 амфибий "Ford-GPA", 300 амфибий GM, 800 автоприцепов, 900 "Mec-Diesel" и 500 других (190 "РЕО" 28ХS и 295 "Diamond" T-980) (Прим.25*)
- 116 ремонтно-эвакуационных машин БРЭМ М31В2, 100 зенитных САУ М15А1 MGMC, 1000 зенитных САУ М17 MGMC, 650 САУ Т58 (СУ-57), 5 истребителей танков М18, 52 истребителя танков М10 "Вулверин"; 1158 (54 утрачено при транспортировке) гусеничных транспортеров (342 М2, 2 М3, 421 М5, 413 М9), 96 универсальных транспортеров (Прим.25*)
- 8951 трактор: 413 "Allis-Chalmers" HD10W, 2106 "Allis-Chalmers" HD7W, 243 "Caterpillar" D7, 296 "Caterpillar" D6, 494 "International" ТD18, 246 "International" ТD14, 3275 других моделей класса тяжелых тракторов, 560 кранов и экскаваторов, 1118 других классов гусеничных тракторов (Прим.25*)
- 1400 американских двигателей было установлено на советские артиллерийские тракторы-тягачи Я-12 (Прим.25*)
- 3510 джипов-амфибий (Прим.25*)
- для транспортировки грузов в СССР через территорию Ирана США доставили 96 локомотивов, 2000 вагонов, 230 миль рельсов и шпал
- в 1943г СССР получил от США 3 тыс. "Bazooka" М1 и М9, а также 8510 боевых и 1800 учебных зарядов к ним (Прим.20*)
- 1611 12,7мм спаренных пулеметов Colt-Browning поставлено для нужд советского ВМФ (Прим.16*)
- 281 военный корабль, 128 транспортов, 3 ледокола, 15 млн.пар обуви. Полученный из США телефонный кабель в 3 раза превысил количество, что его произвел СССР в годы войны (Прим.6* и 8*)
- на советские большие морские охотники проекта "122" ставились американские двигатели фирмы "General Motors" (Прим.4*), а на малые охотники МО-4 проекта "174" - американские двигатели "Packard" (Прим.18*)
- 74 больших морских охотников "тип SC" и какое-то количество "тип PCS" (Прим.4*), по другим данным, 78 больших охотников "тип БО" (Прим.18*)
- большинство из 28 сторожевых кораблей типа "Tacoma", переданных СССР по ленд-лизу, были возвращены США в 1950г (Прим.18*)
- танкер "Unquenot" ("Советская нефть" в СССР) был передан в 1943г и 03.05.45г возвращен в США
- большинство из переданных по ленд-лизу в годы 2МВ 57 торпедных катеров типа "Vosper", 49 типа "Higgins" и 62 типа "Элко" CCCР возвратил США в 1955г в г.Киле (Германия), г.Стамбуле (Турция), г.Майдзуре (Япония) (Прим.18*)
- США в 1943г поставили 6323 боевых самолета (18% от всех произведенных СССР в 1943г), из них 4569 истребителей (31% от всех истребителей, произведенных СССР в 1943г) (Прим.9*)
- всего 18,7 тыс. самолетов (Прим.12*), из них: 2243 Р-40 "Curtiss", 2771 бомбардировщик A-20 "Douglas Boston" (2771 из 3128 (3125 - Прим.44*) отправленных - Прим.30*), 842 бомбардировщика В-25 "Mitchell" (870 - Прим.17* или 872 - Прим.44*), 185 (около 130 - Прим.48*) гидросамолетов "Catalina" (Прим.29*), 19 разведчиков О-52 "Owl" из 30 отправленных (Прим.49*), 707 транспортников С-47 "Douglas" (Прим.50*), 4952 истребителя P-39 "Aircobra" (Прим.53*) и 2470 (или 2400 - Прим.53*) P-63 "Kingcobra", для их 37-мм авиационной пушки М4 было поставлено более 1 млн. фугасных снарядов
- не менее 1000 полугусеничных бронетранспортеров М17 (Прим.25*)
- в 1942г было поставлено 1158 (1200 - по советским данным) полугусеничных бронетранспортеров, из них 342 М2, 2 М3, 401 М5 и 413 М9 (Прим.13*)
- 1900 паровозов (Прим.8* и 42*) и 66 электровозов (советские почти не выпускались в годы войны) (Прим.8*). СССР смог произвести 446 паровозов (Прим.42*)
- 11075 грузовых вагонов (1087 вагонов произвел СССР за 1941-1945г) (Прим.1*,8*,42*)
- 622,1 тыс. тонн рельсов (почти 60% всех рельсов, произведенных СССР в годы войны)
- 32200 мотоциклов ("Harley-Davidson", "Indian", ВСА). (своих СССР произвел 27816 за 1941-45гг) (Прим.1*). Причем большинство из 26 тыс. "Harley-Davidson" 42WLA поставлялись с коляской М72, приспособленной под установку стандартного миномета калибра 82мм (Прим.25*)
- 6 нефтеперерабатывающих комплексов (4 - Прим.40*), несколько передвижных ТЕЦ, комплект завода по производству шин, 3606000 покрышек, 45000 тонн (216 тыс. миль) колючей проволоки, 4,5 млн. пар армейских сапог, 10500 тонн сапожной кожи, 328 тыс. тонн алюминия (Прим.1*)
- 44,6 тыс. металлорежущих станков и 104 пресса поставлено (115,4 тыс. произведено станков СССР за 1941-1945гг) (Прим.1*)
- за годы войны было поставлено 2859 (2,67 млн.т - Прим.42*) тыс. тонн всех марок бензинов. Из них – 1250 тыс. тонн именно авиабензина (1\4 потребностей СССР в нем - Прим.40*), который в СССР из-за более высокого октанового числа разбавляли советским бензином до уровня бензина Б-78. 97% всего поставляемого в СССР бензина имел октановое число 99; По другим данным, было поставлено 628,4 тыс. т авиабензина Б-78 и 732,3 тыс. т других марок авиабензинов (Прим.47*)
- 348100 тонн взрывчатки (53% от 600000 тонн, произведенных СССР за 1941-1945гг) (Прим.1*)
- 35800 радиостанций, 5899 радио прицелов, 348 РЛС, 956700 миль полевого кабеля, 2100 миль морского кабеля, 1100 миль подводного кабеля, 189 тыс. полевых телефонов, более 670 тыс. миль телефонного провода (Прим.1*,8*). По другим данным, 16 тыс. танковых радиостанций, 29 тыс. разнообразных радиостанций для пехоты, 619 тыс. телефонных аппаратов и 1,9 млн. км телефонного провода, 4,6 млн. сухих батарей и 10 млн. радиоламп (Прим.54*)
- 75 тыс. автоматов "Thomson" и 7944 зенитных орудий (Прим.1*)
- поначалу танки поставлялись вместе с экипировкой и личным оружием для экипажа (Прим.21*)- почти все поставляемые автомобили были специально созданы для использования на войне и имели полный привод для езды по бездорожью и (Прим.25*)
- 40 млн.таблеток "Cola" (в основном использовали части НКВД - прим.ред)

ленд-лиз из Англии:
- 4292 танка, 5000 противотанковых орудий, 472 млн. снарядов, 12 тральщиков (Прим.26*)- 4192 танка за все время (Прим.26*), из них 750 "Matilda-II" из 1000 отправленных в СССР (Прим.32*), 20 легких танков "Tetrarch" МК-7 в 1941г (Прим.25*) или в начале 1942г (Прим.38*), 2394 "Valentine" (Прим.38*,39*), 301 "Churchill" (Прим.38*)
- 25 мостоукладчиков МК-3К "Valentine-Bridgelayer" (Прим.39*)
- 1100 грузовиков "Bedford" в 1942г (Прим.25*)
- 250 противотанковых минометов "Spigot" в 1941-42гг (Прим.24*)
- 92 12,7мм счетверенных пулеметов "Vickers" поставлено для нужд советского ВМФ (Прим.16*)
- корабельные РЛС, в частности, "тип 291" (станции обнаружения) и "тип 284" (управление огнем главного калибра) (Прим.19*)
- 5 тральщиков типа "ММС", 31 типа "YMC" и 36 типа "АМ" (Прим.18*)
- 7 переданных Англией СССР в 1942г по ленд-лизу тральщиков, были переоборудованы в 1940г из норвежских кораблей-китобоев "Sika", "Stefa", "Svega", "Susa", "Sumba", "Sildja", "Nav" и возвращены Англии в 1948г (Прим.18*)
- на запчасти к новым самолетам для СССР по английскому ленд-лизу передавалось дополнительно необходимое количество самолетов (как правило, в соотношении 1:4), обычно изношенных и подлежащих разборке (Прим.11* и 36*)
- 1338 "Supermarine Spitfire" (Прим.11*,27*) и 2932 "Hurricane" (Прим.11*,27*,42*), а с начала 1943г поставлялись только истребители "Spitfire" (Прим.11*). Первые 40 "Hurricane" были поставлены в июле 1941г (Прим.42*) танковая радиостанция Р-9 имела английское происхождение и продолжительное время производилась из английских комплектующих (особенно - кварцевых генераторов частоты) (Прим.5*)
- 12 транспортных самолетов AW-41/ST "Albemarle" поставлены в марте-апреле 1943г (Прим.51*)
- танковая радиостанция Р-9 имела английское происхождение и долгое время производилась из английских комплектующих (особенно - кварцевых генераторов частоты) (Прим.5*)
- до конца 1941г поставлено 38000 тонн каучука (всего 103500 тонн), 8000 тонн олова, 13000 тонн джута, 8000 тонн свинца
- 14,7 тыс. тонн авиабензина марки Б-78 и 902,1 тыс. тонн других бензинов (Прим.47*)
- более 2500 универсальных транспортеров Марк-1, а первые 330 - в течении осени 1941г (Прим.25*)

ленд-лиз из Канады:
- в 1942-44гг поступило 355 тыс. тонн грузов, 1188 танков, 842 бронетранспортера (Прим.3*), 827 тыс. снарядов, а также алюминий, цинк, никель, рельсы, пшеница и мука (Прим.26*). 298 тыс. тонн пшеницы и муки (Прим.3*)
- 1700 грузовиков "Dodge" T-110 L-5 D-60L и 9200 грузовиков "Dodge" WF-32 поступили зимой 1942/43гг (Прим.25*)
- 1500 грузовиков "GM" С60 (Прим.25*)
- 1380-88 танков "Valentine", но прибыло в СССР 1188 танков (Прим.14*,25*,38*,39*), так как при транспортировке было потеряно 180 - Прим.25*), а по другим данным, 320 машин (Прим.38*)
- 1348 универсальных транспортеров (Прим.25*)
- 573 тыс. т авиабензина Б-78 поставлено за годы войны (Прим.47*)

3. На каких условиях осуществлялся ленд-лиз в СССР
- согласно трехстороннему соглашению (известное как первый Московский протокол) между США, Англией и СССР в Москве 29.09-01.10.41г, США и Англия обязывались в рамках ленд-лиза ежемесячно с 01.10.41 по 30.06.42г поставлять СССР: 400 самолетов, 500 танков, 200 противотанковых ружей, 2 тыс. тонн алюминия, 7 тыс. тонн свинца, 1,5 тыс. тонн олова, 300 тонн молибдена, 1250 тонн толуола, а также в течении года 172 зенитных и 756 противотанковых орудий (Прим.26* и 45*). Второй подобный протокол был подписан 10.10.42г в Вашингтоне, третий протокол - 19.10.43г в Лондоне, четвертый протокол - 17.04.45г в Оттаве (Прим.26*) В дополнение к этому: по первому протоколу льготы ленд-лиза распространялись с 01.10.1941г. сроком на 9 месяцев объемом в 1 млрд. долларов (Прим.2* и 45*). Однако реальные поставки БТТ начались не ранее 1942г, так как США только разворачивали производство собственных танков. Поэтому в 1941г БТТ поставлялась только английского и канадского производства. В феврале 1942г США авансировали второй миллиард долларов сроком на 1 год в виде поставки 8 млн. тонн грузов. В марте 1943г сенат и конгресс США одобрили продление сроков действия закона о ленд-лизе. Поставки грузов в СССР продолжались до июля 1945г (Прим.2*)
- 07.11.1941г на СССР было распространено действие закона США о "Ленд-лизе", основанного на следующих принципах:
- все расчеты за поставленные материалы производятся после окончания войны
- материалы, которые будут уничтожены, не подлежат никакой оплате
- материалы, которые останутся пригодными для гражданских потребностей, оплачиваются не ранее, чем через 5 лет после окончания войны, в порядке предоставления долгосрочных кредитов
- номенклатура поставок по ленд-лизу определялась советским правительством и была призвана заткнуть "узкие места" в снабжении советской промышленности и армии, поставлялось далеко не все, а только то, в чем СССР испытывал наиболее острую нужду (Прим.8*)
- поставки по ленд-лизу, согласно последнему протоколу, подписанному в апреле 1944г, должны были прекратиться 12.05.1945г. Однако фактически они были продлены вплоть до советско-японской войны и окончательно прекратились только 20.09.1945г (Прим.8*)
- в соответствии с договором, после завершения боевых действий вся техника и вооружение, пригодная для дальнейшего использования в мирных целях, должна была быть возвращена странам - поставщикам. В рамках этого правила, часть авто техники в 1947г вернулась в США. Чтобы не возвращать боевые танки союзникам, что отныне стали потенциальными врагами, СССР часть отправила на слом, а часть отправила союзникам из стран Восточной Европы. На переговорах 1948г СССР согласился выплатить лишь незначительную сумму. В 1951г США дважды снижала сумму выплаты до 800 млн. долларов, а СССР согласился выплатить лишь 300 млн. По соглашению 1972г СССР согласился выплатить 722 млн. долларов вместе с процентами и к 1973г было выплачено 48 млн, после чего платежи прекратились. В 1990г был установлен новый срок погашения - 2030г на сумму 674 млн. долларов. По другим данным, США решило не претендовать на оплату военных поставок по ленд-лизу, но гражданские поставки СССР было предложено оплатить, однако Сталин отказался даже сообщить результаты инвентаризации полученных товаров. Частично долг был погашен во времена Н.Хрущева, остатки его составили около 750 млн. долларов в эпоху Л.Брежнева, а на 1991г - 674 млн. долларов США

Безвозмезная государственная и неправительственная помощь СССР:
- танковая колонна "Революционная Монголия" (32 Т-34 и 21 Т-70) была 02.1942г передана РККА, построенная на средства МНР (около 3,8 млн. рублей - эквивалент собранных монгольским населением 2,5 млн. тугриков, 100 тыс. долларов и 300 кг. золота)
- эскадрилья "Монгольский арат" (
12 истребителей Ла-5), была передана РККА, построенная на средства МНР с начала и по июль 1943г (2,628 млн. тугриков). До конца ВОВ вещевое и продуктовое содержание этой эскадрильи взяла на себя МНР
- на средства армян Ирана и Эфиопии были собраны деньги на постройку танковой колонны имени Баграмяна (Прим.7*)
- в годы 2МВ в США был создан "Комитет помощи русским в войне" (Russia War Relief), который на собранные пожертвования поставил лекарства, медицинские препараты и аппаратуру, продукты питания и одежду на сумму более 1,5 млрд долларов. В Англии действовал такой же комитет, но собранная им сумма была значительно скромнее (Прим.8*)

ЕЩЕ В ТЕМУ:
- поступление американских радиостанций В-100 позволило установить ранее отсутствующую связь в звене "дивизия-полк" (Прим.6*)
- первые 146 американских Р-40 "Томагаук" фирмы "Кертисс" поступили в СССР в сентябре 1941г из Англии, за два месяца до принятия поправки в Закон "О Ленд-лизе", позволяющей его применять и к СССР (Прим.52*)
- с начала 1943г СССР активно отказывается от английской авиатехники в пользу американской, как более удовлетворяющей требования современных ВВС, для чего многие, ранее подписанные соглашения о поставках были аннулированы (Прим.51*)
- по трассе Алсиб (Аляска-Сибирь), что действовала с 1942г по октябрь 1945г, было доставлено в СССР по ленд-лизу 7 908 одномоторных и двухмоторных самолетов: бомбардировщиков (729 Б-25, 1355 А-20), (истребителей 4 Р-40, 2616 Р-39, 2396 Р-63, 3 Р-47), транспортников (707 С-47, 1 С-46) 54 учебно-тренировочных АТ-6. По трассе не только перегоняли самолеты, но и перевозили различные грузы: военное оборудование, золото, слюду, продовольствие, оборудование для госпиталей, а также такие невоенные товары как инкубационные яйца, протезы, иголки для швейных машин, запчасти для часов, канцтовары и многое другое. За это время на советском участке произошло 279 летных происшествий, из них 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 115 человек.
- нет и по сегодня данных о том, что из произведенного СССР за годы ВОВ сделано из материалов, что были оставлены по ленд-лизу - прим.ред; уже к маю 1942г СССР смог выпустить 4,5 тыс. танков, 14 тыс. орудий и более 50 тыс. минометов (Прим.41*). За 1941-45гг СССР произвел 110,3 тыс. танков и САУ, 523,5 тыс. орудий и минометов, 142,8 тыс. самолетов (Прим.46*). По другим данным, за годы ВОВ в СССР было выпущено 112,1 тыс. самолетов, 102,8 тыс. танков и САУ, 482,2 тыс. орудий и минометов, 12139,3 тыс. винтовок и карабинов, 1515,9 тыс. пулеметов, более 6 млн. автоматов, более 400 млн. снарядов, более 21 млрд. патронов, 168,3 млн. гранат, 40 тыс. торпед, 38 млн. шинелей, 70 млн. гимнастерок и брюк, 64 млн. пар. кожаной обуви
- перед тем, как запросить тот или иной образец вооружения, его в нескольких экземплярах предоставляли СССР для ознакомления и испытаний. Так, предварительно было поставлено: 6 крейсерских танков "Cromwell", 3 танка "Sherman-crab", оборудованные противоминными тралами, 5 огнеметных машин "Churchill-Crocodile", по 1 бронеавтомобилю АЕС и "Daimler", 1 огнеметный вариант БТР "Universal-Sting", 6 канадских снегоходов "Bombardiere", 1 тяжелый танк "Pershing", 5 легких танков М5, 5 САУ Т-70, 2 легких танка М24 "Chaffee" (Прим.2*)
- все, без исключения, поставленные по ленд-лизу самолеты были оборудованы радиостанциями (Прим.8)

ПРИМЕЧАНИЯ:
(Прим.1*) - Э.Стеттиниус "Ленд-лиз - оружие победы"
(Прим.2*) - М.Коломиец "Танки ленд-лиза"
(Прим.3*) - Л.Кащеев "Автомобили ленд-лиза"
(Прим.4*) - сборник "Боевые корабли мира" за 2001г "Большие морские охотники проекта 122"
(Прим.5*) - А.Драбкин "Я дрался на Т-34
(Прим.6*) - Л.Семененко "Великая Отечественная война. Как это было"
(Прим.7*) - С.Шехтман "Потому и великая и отечественная" газета "Киевский вестник" от 12.05.2011г на основе книги "Победа - одна на всех"
(Прим.8*) - Б.Соколов "Мифическая война. Миражи второй мировой"
(Прим.9*) - Д.Хазанов "Техасец" в России" журнал "Крылья Родины" 08\1995
(Прим.10*) - В.Августинович "Битва за скорость. Великая война авиамоторов"
(Прим.11*) - В.Котельников "Спитфайр. Лучший истребитель союзников"
(Прим.12*) - Л.Арбатский "Последняя тайна рейха. Выстрел в фюрербункере"
(Прим.13*) - М.Барятинский "Американские полугусеничные бронетранспортеры" журнал "Моделист-конструктор" 5\2001
(Прим.14*) - Г.Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915-2000гг"
(Прим.15*) - М.Барятинский "Скаут - разведывательный бронетранспортер" журнал "Бронеколлекция" №53
(Прим.16*) - А.Широкорад "Отечественные крупнокалиберные пулеметы" журнал "Техника и вооружение" 3\1998
(Прим.17*) - В.Котельников "Норт-амэрикен В-25 "Митчелл" журнал "Авиация и космонавтика" 2\2009
(Прим.18*) - А.Широкорад "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-45гг"
(Прим.19*) - А.Царьков "Канонерская лодка "Красное знамя" журнал "Оружие" 10\2010
(Прим.20*) - А.Кихтенко "Совсем не музыкальная "базука" журнал "Оружие" 7\3013
(Прим.21*) - М.Барятинський "Кавалерийский танк Второй мировой М3\М5 General Stuart"
(Прим.22*) - А.Аксенов "Система ВИС: главзагран, спотэкзак и другие" журнал "Братишка" 5\2013
(Прим.23*) - С.Монетчиков "Труженники фронтовых дорог" журнал "Братишка" 9\2013
(Прим.24*) - В.Щербаков "Чудо-оружие" по-английски" журнал "Братишка" 12\2013
(Прим.25*) - Д.Портер "Вторая мировая - стальной вал с Востока. Советские бронетанковые войска 1939-45гг"
(Прим.26*) - И.Вернидуб "Боеприпасы победы"
(Прим.27*) - статья "Hawker", энциклопедия "Мировая авиация" №153
(Прим.28*) - И.Дроговоз "Воздушный флот Страны Советов"
(Прим.29*) - А.Заблотский "Гидросамолет "Каталина" в советской морской авиации в годы войны" журнал "Наука и техника" 1\2013
(Прим.30*) - Г.Липферт "Дневник гауптмана люфтваффе"
(Прим.31*) - газета "Новое русское слово" (США) от 15.09.1989
(Прим.32*) - Х.Гарсия "Бронетанковые операции 2МВ"
(Прим.33*) - К.Симонов "Глазами человека моего поколения"
(Прим.34*) - В.Краснов "Ленд-лиз для СССР"
(Прим.35*) - С.Матишов "Война. Юг. Перелом (лето 1942 - осень 1943)"
(Прим.36*) - В.Бакурский "Воздушная кобра" журнал "Мир техники для детей" 12\2005
(Прим.37*) - сборник "Русские танки: M17MGMC" №94
(Прим.38*) - Р.Исмагилов "Танки мира"
(Прим.39*) - сборник "Танки мира: Валентайн" №31
(Прим.40*) - А.Степанов "Развитие советской авиации в предвоенный период. (1938г-первый период 1941г"
(Прим.41*) - К.Эйлсби "План "Барбаросса"
(Прим.42*) - Д.Дин "Странный альянс: история сотрудничества с Россией во время войны"
(Прим.43*) - сборник "100 битв, которые изменили мир №164: Карелия-1944"
(Прим.44*) - С.Мороз "Помощь Союзника" журнал "Наука и техника" 10\2009
(Прим.45*) - Л.Ольштынский "Разгром фашизма. СССР и англо-американские союзники во 2МВ"
(Прим.46*) - В.Бредихин "Советская экономика в годы ВОВ"
(Прим.47*) - Б.Соколов "Правда о Великой Отечественной войне"
(Прим.48*) - Н.Сойко "Советская версия Ар-196" журнал "Крылья Родины" 2\1996
(Прим.49*) - В.Котельников "Американские "совы" на ленинградском фронте" журнал "Крылья Родины" 9\1996
(Прим.50*) - В.Котельников "Небесные извозчики войны" журнал "Крылья Родины" 3\1997
(Прим.51*) - В.Котельников "Британский "обормот" журнал "Крылья Родины" 5\1997
(Прим.52*) - С.Сафонов "Томагаук" в СССР" журнал "Крылья Родины" 11\1999
(Прим.53*) - В.Колов "Необычная судьба американского истребителя" журнал "Крылья Родины" 01\2001
(Прим.54*) - М.Солонин (из материалов персонального сайта автора)