CОДЕРЖАНИЕ: 102 темы

>БЕЛОПОЛЬСКАЯ СПЕШКА 1920 ГОДА >БИТЬ НАПОЛЕОНА >БОИ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ ЯЗЫКОМ ЦИФР >БРОНЕТАНКОВАЯ СТАТИСТИКА ВТОРОЙ МИРОВОЙ >БТТ АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ >БТТ ГИТЛЕРОВСКОЙ ОСИ >БЫЛИ НЕ ГОТОВЫ К ВОЙНЕ? >БЫТЬ ВОЙНЕ >БЫТЬ ПО СЕМУ! >В ЖЕРНОВАХ НКВД >ВЕЛИКИЕ ОБО ВСЁМ И НИ О ЧЕМ >ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ В ЦИФРАХ >ВОЕННЫЙ БЫТ И БЫТИЁ >ВРАГ У ВОРОТ >ВТОРОЙ ФРОНТ ВТОРОЙ МИРОВОЙ >ВЫКРУТАСЫ ИСТОРИИ >ГЕОПОЛИТИКА ВВЕРХ НОГАМИ >ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ СОЮЗНЫХ БОМБАРДИРОВОК >ДЕНЕЖНО-ПРОДУКТОВАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ЖИЗНИ >ДО НЕПРИЛИЧИЯ СТРАННАЯ ВОЙНА >ДО ПОРЫ МОЛЧАЛИВАЯ СМЕРТЬ >ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ФАШИЗМУ >ЕЩЕ РАЗ О БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ >ЗА ВЗЯТИЕ БЕРЛИНА >ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ И СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ >ИЗ НЕ ДОЗРЕВШЕГО >ИНТЕРЕСНОЕ ИЗ МИРА ЕДЫ И НАПИТКОВ >ИСКУССТВУ-БЫТЬ! >ИСПАНСКАЯ ПРЕЛЮДИЯ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ >ИСТЕРИЯ БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ >ИСТОКИ КРАСНОГО ТЕРРОРА >КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ >КАТАСТРОФА ЧЕТВЕРТОГО ФЛОТА МИРА >КИТАЙСКИЙ NO PASARAN >КОМУ ВЕРИТЬ ИЛИ ПРАВДА О АФГАНИСТАНЕ >КОСМОПОЛИТЫ БЕЗ СТРАХА И УПРЕКА >КРЫМСКАЯ ЭПОПЕЯ 1854-55 ГОДОВ >КТО ВОЕВАЛ ЗА АНГЛИЮ >КТО КОГО КОПИРОВАЛ? >КТО ПРЯЧЕТСЯ ЗА ПСЕВДОНИМОМ >КУРСКАЯ БИТВА БЕЗ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ШЕЛУХИ ("РУМЯНЦЕВ-КУТУЗОВ") >КУРСКАЯ БИТВА БЕЗ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ШЕЛУХИ ("ЦИТАДЕЛЬ") >ЛЕНД-ЛИЗ БЕЗ КУПЮР >ЛЕНИН-ПОРТРЕТ БЕЗ РЕТУШИ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О АВИАЦИИ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКЕ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О НАДВОДНОМ ФЛОТЕ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О ПОДВОДНОМ ФЛОТЕ >МАЛОУПОМИНАЕМОЕ О ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ >МАРШАЛ-МАРОДЕР ЖУКОВ >НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ВОЕННОПЛЕННЫХ В СССР >НЕ ВЕЛИКИЕ СТРАННОСТИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ >НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ >НЕВОЛЬНИЧЬЯ ПРАВДА >НЕИЗВЕСТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ >НЕИЗВЕСТНОЕ О ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЯХ >НЕМЕЦКИЙ ПЛЕН И ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД >НЕОПРАВДАННАЯ ВОЕННАЯ ЖЕСТОКОСТЬ >НЕПОКОРНАЯ ПОЛЬША >НЕУДОБНАЯ ИСТОРИЯ >НКВД ПЕРЕД ЛИЦОМ ЦИФР >О ФОРМЕ СНАРЯЖЕНИИ НАГРАДАХ И ЗНАКАХ ОТЛИЧИЯ >О ЧЕМ НЕ ПРИНЯТО ГОВОРИТЬ ИЛИ ЛИЦЕНЗИОННОЕ ВОРОВСТВО >ОККУПИРОВАННЫМ ЖЕНЩИНАМ 2МВ >ОСОБЕННАЯ СПАРТА >ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУХОНЬ >ОСТОРОЖНО ДЕЗИНФОРМАЦИЯ >ОФИЦЕРСТВА СУДЬБЫ >ПАРАДОКСАЛЬНО НО ФАКТ >ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ >ПЕРЕД ЛИЦОМ НОВОЙ ОТЧИЗНЫ >ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ИЛИ ПЕРЕМЕШИВАНИЕ? >ПЛЕН И ВСЕ ЧТО ЕГО КАСАЕТСЯ >ПО СМЕРТИ БЕЗ ПОКОЯ И ПОЧТЕНИЯ >ПОЛТАВСКАЯ БАТАЛИЯ БЕЗ ПРЕДВЗЯТОСТИ >ПОМОЩЬ СССР ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ >ПОСЛЕ БОРОДИНСКОГО ПОБОИЩА >ПОТЕРИ ФАШИСТОВ ДО НАПАДЕНИЯ НА СССР >РЫЦАРСТВО НЕ ОТ МИРА СЕГО >СКРЫТОЕ РАБСТВО В СССР >СПАСИТЕЛЬНЫЕ КРЫЛЬЯ ЛЮФТВАФФЕ >СТАЛИН-ЭТО ЛЕНИН СЕГОДНЯ >СТИМУЛЫ ВОЕВАТЬ ЛУЧШЕ >СТРАТЕГИЯ ВЫЖЖЕННОЙ ЗЕМЛИ >СТРЕЛКОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ >ТАНКОВОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПОД ПРОХОРОВКОЙ >ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ШТАМПЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ >ТРОФЕЙНОЕ ВООРУЖЕНИЕ НА СЛУЖБЕ РККА И ВЕРМАХТА >ТЯГЛОВАЯ СИЛА ВТОРОЙ МИРОВОЙ >УЧАСТИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В ВОЙСКАХ ГИТЛЕРА >ФАШИСТСКАЯ ПОМОЩЬ СССР >ФАШИСТСКИЙ ЛЕНД-ЛИЗ >ФИНСКАЯ ЗИМНЯЯ ВОЙНА >ХАЛХИН-ГОЛ И ХАСАН В ЦИФРАХ >ХИМИЯ ОТ ДЬЯВОЛА >ЦЕНА ПОБЕД-ПОРАЖЕНИЙ 2МВ >ЦЕРКВИ В СССР >ЧЕРНЫЕ МЕТКИ БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ >ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ДИСЦИПЛИНАРНОМ БАТАЛЬОНЕ >ЧТО НЕ ТАК С ЛЕДОВЫМ ПОБОИЩЕМ? >ШОУ ЯЧМЕННЫХ ЛЮДЕЙ >ЭКОНОМИКА ГЕРМАНИИ НАКАНУНЕ И ВО ВРЕМЯ 2МВ >ЭТИКЕТОМ ПО СТОЛУ

ЗАМЕТКИ В ТЕМУ

13.10.2016 - последнее в отличие от репостов, обновление темы

Как-то в 1997г довелось лежать в одной палате с фронтовиком, который начинал войну пехотным лейтенантом, закончил ее полковником и уже после войны стал генералом. За его плечами было четыре ранения, в результате которых он лишился одного легкого и обоих яиц. Лежал он с запущенной болячкой и отлично понимал, что предстоящая операция не более, чем формальность перед лицом вечности. Чувствовал это и я, а потому и старался-пытался его разговорить "за войну". Изредка и абсолютно нехотя он отвечал на интересующие меня и, как я сейчас понимаю, не всегда корректные вопросы. Однажды я его спросил о том, какие художественные фильмы и книги о прошедшей войне он, со своей точки зрения, посоветовал бы мне посмотреть-прочитать, как такие, что отвечают военной правде. Его ответ был приблизительно такой: нет ни одного фильма или литературного произведения, который бы правдиво показал войну и чем дальше от нее, тем меньше правды. Если в годы советской власти соответствующая идеология заставляла показывать лишь нужную ей полуправду, то после ее падения уже и не осталось тех, кто действительно воевал, а значит, и обязательно не один раз бывал ранен. И вообще, показать правду о прошедшей войне - это как перечеркнуть все, что написали-наговорили ранее, а правда же настолько чудовищно неприглядна, что лучше о ней не знать. Запомнился один эпизод, когда его пригласили военным консультантом на съемки очередной художественной картины о войне и от участия в котором он отказался после того, как прочитал сценарий. Фильм все равно сняли и, увидев его по телевизору, он искренне радовался, что его фамилии нет в титрах еще одной, пусть и художественной, фальсификации.Вот я и решился создать "закуток отсебятины" - кое-какие соображения, которые появились после прочтения многочисленной мемуарной и документальной литературы. Навигация по страничке-простыне будет не вполне удобной из-за того, что пока не предусмотрена система гиперссылок, но постараюсь "брать" сутью предлагаемой информации. Красным цветом, как и раньше, будет выделяться информация, выставленная в течении последних 10 суток.

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Сравнение тактики пилотирования советских и немецких летчиков в годы ВОВ (обновлено 21.05.15)
2. Мрачная притягательность фашистских бункеров (обновлено 27.12.15)
3. О сбитых вражеских самолетах
4. Вспомнить все (о танке Т-34)
5. О танковом металлоломе
6. Ленинградская блокада в альтернативной ретроспективе (обновлено 13.10.16)

1. СРАВНЕНИЕ ТАКТИКИ ПИЛОТИРОВАНИЯ СОВЕТСКИХ И НЕМЕЦКИХ ЛЕТЧИКОВ В ГОДЫ ВОВ (ссылки на источники будут немного позднее)

Написать это сообщение подтолкнула выдержка из книги А.Зорина "Потопить "ледокол":
"Это не нас, а немцев не учили открытому маневренному бою. Всё, чему научились немецкие пилоты, это атака с пикирования, внезапный удар из засады, атаки со стороны солнца. Вести бой лицом к лицу с противником, на виражах, активно маневрируя, испытывая перегрузки, немцы НЕ УМЕЛИ". К сожалению, чего-то еще из этой книги - очередной попытки лягнуть Суворова-Резуна, взять для сайта не удалось, а разобраться в вопросе подтолкнуло.
Что интересно, автор с пафосом высказав в общем-то правду вполне заслуженно ждет, если не оваций, то вполне позитивного отношения к приведенной цитате у тех читателей, которые, как горячие пирожки, готовы подобную информацию без всякого предубеждения принимать за истину в последней инстанции. Со своей стороны, читаешь воспоминания немецких пилотов и понимаешь, что именно так они и уничтожали советских пилотов. Так в чем же противоречие? А оно в том, что немецкие пилоты не могли не применять подобную тактику, так как именно подобная тактика была наиболее эффективной в борьбе с советскими пилотами. Каков смысл был ввязываться в воздушные дуэли с нашими пилотами, если с меньшим риском можно было достичь больших результатов. Если почитать А.Зорина, то немцы не только трусы, которые боятся вступать в воздушное единоборство с советскими летчиками, но и попросту неумехи, так как их не учили так воевать, как советские ВВС. И сразу возникает вопрос: а зачем тому же немецкому пилоту искать себе этот геморрой, которого можно и нужно по возможности избегать?
Многими советскими и постсоветскими авторами считалась предосудительной немецкая тактика "свободной охоты", когда, зачастую, сбиваемый советский летчик даже и не успевал сообразить когда и кто его сбил. Это, по их мнению, была как-бы нечестная тактика, а честная, это когда, враг видит врага и воюет с ним, исходя из приблизительно равных условий. Я думаю, если бы советские пилоты могли (или им было бы разрешено так поступать в начальный период войны) первыми "запатентовать" подобную тактику, то советская пропагандистская машина нашла им блистательное оправдание и вопрос вообще бы так не стоял. Мало кто берет в толк, что борьба на виражах, так любимая советскими пилотами, могла принести индивидуальный успех лишь одному из пилотов, так как и огневой ресурс и топливный запас самолетов 2МВ был рассчитан на совсем не продолжительное время. Тактика связывания противника индивидуальным боем изначально имела все преимущества только для советской авиации, которая почти всегда имела численное преимущество над врагом. Хочу подчеркнуть, что, именно, численное преимущество, так еще долгое время господство в небе оставалось за немцами. Учитывая невысокое качество подготовки советских летчиков такая тактика гипотетически давала возможность срывать поставленные перед немцами задачи. Ясное дело, что немцы крайне неохотно, вынужденно шли в воздушные карусели, предпочитая после неудачной атаки уйти. Тактика "свободной охоты" имеет прямой аналог в животном мире, когда хищная птица типа орла, выбрав в воздухе жертву, пикирует на нее с высоты, а в случае неудачи через некоторое время повторяет попытку.
Немецкая тактика "ведущий-ведомый" даже в годы войны долго не могла прижиться в советской авиации (В.Раткин "Авиация в Сталинградской битве": до ноября 1942г основным боевым построением советских истребителей оставалось звено из трех самолетов), которая продолжала держаться традиционной тактики "троек". То, что мы эту тактику позаимствовали у люфтваффе так-то не особенно и принято упоминать. Скорости самолетов на начало войны кардинально изменились в сторону их увеличения и двойка самолетов более успешно выполняла поставленные задачи, чем тройка маневренных тихоходов. "Чайки" и другие однотипные советские бипланы так до конца ВОВ и оставались самыми маневренными истребителями, но малая их скорость по сравнению со скоростными монопланами свела на нет это их преимущество. Им просто, в подавляющем большинстве боестолкновений, не давали воспользоваться своей маневренностью, а во всех остальных случаях враг просто не ввязывался с ними в воздушный бой.
Нельзя не вспомнить и малоэффективное барражирование "по площадям" - типично советское изобретение, когда, якобы упреждая противника, над своей территорией часами, согласно графику, несли дежурство в небе советские истребители над определенным участком территории вблизи фронта, а совсем рядом вражеская авиация могла в этот момент пребывать в боевом контакте с их соседями. В принципе, СССР мог себе позволить и не такое, имея с 1942г многократное преимущество в самолетах над противником.
У немцев имелось огромное количество морально и физически устаревших самолетов, которые они применяли на территории рейха, а при необходимости и на оккупированной территории СССР, но не приходит на память ни одного случая, когда в воспоминаниях советских летчиков упоминалось о их сбитиях, но ведь их сбивали, как сбивали связные "Шторхи" и штабные "Зибели" и все это записывалось на боевой счет летчика, но вот упоминать об этом как-то не с руки.
Что бы еще хотелось добавить к вышесказанному? Всю войну противоборствующие стороны постоянно улучшали характеристики ранее выпущенных базовых самолетов и вряд ли кто из противников визуально, до начала боя мог с точностью сказать насколько самолет противника будет хуже или лучше его собственного по летно-техническим или боевым характеристикам, а потому из атакующего пилот всегда мог не менее легко превратиться в атакуемого.
И последнее: многие немецкие ассы, сбившие согласно официальным немецким данным, многие десятки советских самолетов, на Западе и близко не могли достичь чего-либо подобного и часто сами становились жертвой пилотов союзной авиации. Это я к тому, что биться на Западе пришлось с теми, кто, как правило, исповедовал в небе такую же, как и немцы тактику ведения воздушного боя. С конца 1942 года многие советские летчики, имея такую возможность, не брезговали атаковать, используя ранее присущие только немцам, приемы, но, опять же, говорить об этом тоже как-то не особенно принято.

2. МРАЧНАЯ ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ ФАШИСТСКИХ БУНКЕРОВ

С далекого детства остались, основанные на советских художественных фильмах, устоявшиеся ассоциации о фашистах, которых приходится буквально выковыривать из сооруженных ими бетонных нор, особенно, когда дело касалось последних дней 2МВ. Не у одного меня витала в голове мысль, что не будь этих проклятых бункеров, то фашистам наступил капец гораздо раньше. Освобождение от подобной чепухи наступило совсем давно, могла как огромное множество людей по прежнему продолжают верить в подобные сказки советской пропаганды.

Наверное есть смысл начать с отношения Гитлера к долговременным оборонительным сооружениям: ефрейтор 1МВ на всю жизнь запомнил норы-окопы и тот негатив, что остался от его многодневного пребывания в них, кстати, аналогичный и в отношении отравляющих веществ. Гитлер даже мысли не допускал о том, что будущая война будет вестись по типу прошлой мировой войны, и поэтому строительство пресловутого и так и не оконченного Западного вала никогда не было приоритетной задачей. А как же его знаменитые "логова"?
Ни одно из них так и не приняло на себя удар, если не считать некоторое количество бомбардировок. По словам очевидцев, Гитлер так ни разу и не воспользовался подземными коммуникациями своих подземных крепостей.
Несколько слов о последнем прибежище Гитлера: и оно не стало местом боев с последними приспешниками фашистского вождя. По воспоминаниям Шпеера, рейхсминистра военной промышленности, Гитлер при первой возможности старался выбраться на поверхность из него, так как постоянный гул вентиляции и почти искусственный влажный воздух не добавляли уюта. Нет никаких данных, чтобы кто-то из фашистов отсиживался в бункерах, когда на поверхности шли бои - они до последнего умудрялись достаточно успешно контратаковать.
Мои аргументы не будут чего-то стоить, если не упомянуть феномен лагеря "земляного червяка" (не поленитесь погуглить). Огромные подземные сооружения явно военного назначения тоже не стали местом даже несерьезных боев, хотя последние несколько лет войны были местом учебы дивизии СС. Еще до начала 2МВ Гитлер своим приказом запретил дальнейшее строительство этого, и подобных ему, гигантского подземного сооружения, чем окончательно выбил почву из-под ног своих излишне осторожных генералов старой закалки. Молниеносная, при необходимости маневренная, но отнюдь не оборонительная, война была запланирована Гитлером на перспективу. Куда же тогда шли никогда не виданные, поистине гигантские объемы бетона? Места, куда его дели, видны и по сейчас, в отличие от пресловутых немецких бункеров-крепостей. Весь мир до сих пор восторгается немецкими автобанами, но их строительство в основном закончилось до начала войны. После оккупации Европы перед немцами стал вопрос защиты атлантического побережья оккупированных ими стран от налетов союзнической авиации, а ближе к 1944г и от возможного вторжения союзников с моря. Так все базы немецких подводных лодок на Атлантике получили многометровые бетонные крыши, под которыми можно было проводить все виды технических работ. Не меньшей защиты потребовали стационарные ракетные установки для поражения целей на территории Англии. И конечно же, оборонительные укрепления инфраструктуры портов и береговой линии в местах потенциального десанта союзников. Все это существует в остатках, но даже эти остатки позволяют судить о масштабах проведенных строительных работ.
Отдельный разговор о немецких подземных заводах, которые пришлось срочно построить фашистам в ответ на не прекращающиеся налеты союзнических бомбардировщиков. Практически вся оборонная промышленность Германии постепенно, с 1943г перебазировалась под землю, но и до сих пор, особенно на территории современной Польши, можно обнаружить бетонные коробки нефтеперегонных заводов по производству синтетического бензина из бурого угля. А где же знаменитые бункера с прикованными скелетами смертников-пулеметчиков, затопленные морем через открытые шлюзы подземные заводы, подземные железные дороги под всей Германией и тому подобный бред? Где-где? В художественных фильмах, снятых по не менее художественным произведениям.
Несколько слов о долговременных оборонительных сооружениях на оккупированной территории СССР: пока немцы имели какие-то шансы на победу над СССР, они вкладывались в восстановление промышленной инфраструктуры, которую в соответствии с политикой "выжженной земли" проводило своими силами НКВД на оставляемой территории. И нет ничего зазорного в том, что немцы, отступая, пытались взрывать за собой то, что они же и восстановили: электростанции, элеваторы, заводы, шахты, мосты, плотины и тому подобное.
А как же "Вервольф" под Винницей? Если не нагнетать ненужной таинственности, то сначала Гитлер приказал отбить захваченную советскими войсками ставку и уничтожить все на ее территории, а уже несколько позднее тот же НКВД подорвал вход в оставшуюся подземную часть и уже в конце 40-х подземная часть единственной гитлеровской ставки на территории СССР зачем-то была взорвана снова. На территории Украины и Белоруссии осталось по крайней мере на порядок больше уцелевших советских долговременных оборонительных сооружений, чем тех же немецких.
Так все же, почему не отпускает какое-то непонятное ощущение, что не зря нам столько лет вдалбливала советская военная история, что немцы потому-то долго и держались, что было им куда прятаться. Даже и сейчас, уже пересекая историческую границу Германии 1939г, сразу понимаешь, что такое арматурно-бетонное обилие присутствует в этой стране во всем, на что натыкается глаз. Если мы веками восстанавливали порушенное в его деревянном варианте, но быстро, то немцы - пусть и медленнее, но исключительно из камня или бетона. Потому каждый подвал любого немецкого дома превращался для нашего солдата во вражеский дот, а окно - в бойницу.
После 1942г фашистам волей-неволей, а пришлось закапываться поглубже в попытках строить долговременную оборону, но следов ее нет, как и нет на нашей постсоветской территории всего того бетонного безумия, что предлагает нам беллетристика, кино или компьютерные игры.
В тему:
- глубина "бункера Сталина" в Самаре - 37 метров, это высота 12-этажного дома. Для сравнения: глубина гитлеровского бункера в Берлине составляла 16 метров, у Черчилля в Лондоне убежище располагалось на глубине всего в два этажа
- "бункер "42" находится в центре Москвы, на Таганке. Много лет назад здесь был резервный авиационный командный пункт (ГО-42). Бункер был построен в 50-х годах для использования в случае ядерного нападения. Площадь бункера составляет 7000 кв.м. Он расположен в 65 метрах под землей. На сегодняшний день бункер является музеем.
- бункер "Burlington" в г.Берлингтон (Burlington) в английском Уилтшире известен так же как "Город холодной войны" (Cold War City), потому что был построен в 1950-е годы на глубине 36 метров в качестве убежища на случай ядерного удара со стороны СССР для правительства британского консервативного премьер-министра Г.Макмиллана и почти 4000 избранных государственных служащих. Подземный город располагался в бывшем каменном карьере, был почти километр в длину и имел почти 60 км. дорог
- "Объект 825 ГТС" в Балаклаве был построен в качестве завода для подводных лодок в 1957-1961гг. Субмарины попадали в док по 600-метровому тоннелю, пробитому в скале. Одновременно бункер служил надежным убежищем, способным выдержать атомный взрыв по мощности в 6 раз превышающий Хиросиму. В течение месяца здесь могли скрываться 3 000 человек.
- "Проект 816" в Китае начали строить в 1967г в теле горы Шэньшань. Общая протяженность полученных подземных сооружений – 21 км, помещения бункера расположены на 9 уровнях. В бункере можно уберечься от землетрясения силой 8-9 баллов, а также от близкого разрыва ядерной боеголовки мощностью до 1 мт. В бункере планировалось разместить оружейный завод, однако, он был закончен только на 60%. В 2002г "Проект 816" был рассекречен, а в 2010г – открыт для туристов.

3. О СБИТЫХ ВРАЖЕСКИХ САМОЛЕТАХ

Наверное, не утихнуть никогда спорам о том, кто и как сбивал самолеты в годы 2МВ. И почему летчики одних стран были "лучше" летчиков других стран, и почему и как велись подсчеты сбитым самолетам и тому подобное. Не думаю, что мои "5 копеек" что-то коренным образом изменят, но ...

В 1990г довелось побывать побывать в добровольно-принудительном культпоходе в военно-историческом музее архангельского корпуса ПВО. Ничего особенного от посещения "ведомственного" музея ожидать не приходилось, но тут открылась дверь в зал, где был устроен банкет для фронтовиков-ветеранов корпуса, которые были не против поделиться с нами боевым прошлым в неформальной обстановке. В памяти почему-то остался летчик-истребитель, ГСС в звании генерал и то, что он отвечал на наши вопросы - вопросы профессиональных, как и он, военных людей. Итак: больше всего удивил его ответ о количестве лично сбитых им немецких самолетов. Фронтовик-орденоносец честно признался, что до сих пор не знает даже приблизительной цифры, а количество официально числящихся за ним сбитых самолетов не соответствует действительности. Сказать, что мы были в шоке - это значит, не сказать вообще ничего. И тогда фронтовик, обильно мешая свою речь крепкими словами, поведал нам то, после чего мне в дальнейшем абсолютно неинтересны любые споры о сбитых самолетах. Некоторые подробности за давностью лет я опускаю, но суть рассказа такова: в каждом подразделении, которое вылетало на боевое задание, обязательно находились летчики, которые считались ветеранами-долгожителями и летчики, которые в данном подразделении служили сравнительно недавно. Все это к тому, что ветераны имели большее количество правительственных наград, а некоторые были и ГСС, в то время как молодые или недавно прибывшие летчики имели их мало или не имели вообще. Упреждая вопрос, ветеран небрежно встряхнул рукой многочисленные награды и прямо сказал, что все эти побрякушки нужны больше для того, чтобы пускать пыль в глаза женскому полу. Окончательно запутав нас, ветеран открыл нам нечто, что и было сутью его рассказа - после каждого боевого вылета командир и его заместитель по согласованию с другими ветеранами этого летного подразделения решали кому из летчиков записать тот или иной сбитый вражеский самолет, даже если этому летчику в этом бою не удалось не только сбить, но и повредить самолет врага. На вопрос, почему так происходило, он честно ответил, что большей удачей и счастьем было просто вернуться живым из боевого вылета. Выбытие летчиков было таким большим и зачастую безвозвратным, что ветераном мог считаться любой летчик, остававшийся в строю в течении нескольких месяцев. Как правило такой счастливчик к тому времени уже был награжден, благодаря выше приведенной схеме, правительственными наградами, дающими в случае его смерти определенную материальную помощь его семье или родным, или ему самому при наступлении инвалидности. Эта же нехитрая схема "работала" и в том случае, когда соответствующая правительственная награда гарантировано приходилась на погибшего летчика, ради чего на его счет записывали недостающие вражеские самолеты, сбитые другими летчиками его подразделения. Еще ветеран честно признался, что, уже имея подобные награды в своем активе, он без всяких слов и сожаления "отдавал" каждый сбитый самолет в общий "котел" и никогда не требовал к себе за это особого внимания, если за это не считать символические дополнительные 100 грамм водки после окончания боевого вылета. Почему без сожаления? Потому что некоторое время назад, будучи молодым и относительно неопытным пилотом, благодаря подобной схеме, его старшие боевые товарищи смогли хотя и не совсем честно, но действенно проявить ту заботу о нем и его близких, о которой никогда и не думало заботиться родное ему государство. С горечью ветеран признал, что и эта схема не всегда оправдывала себя, так как число сбитых наших летчиков часто значительно превышало количество сбитых самолетов врага.
В качестве вывода: я не вижу ничего предосудительного в рассказе истребителя-фронтовика, так как общее количество сбитых немецких самолетов от этого не становилось меньше, а, если количество лично сбитых самолетов не важно самому летчику, то мне и подавно.

4. ВСПОМНИТЬ ВСЕ (О ТАНКЕ Т-34)

Хочется поделиться детскими воспоминаниями о пребывании внутри танка Т-34, а, чтобы у
вас не возникли сомнения в правдивости предоставленной мною информации, к этой заметке приложена фотография этого танка на 2013г, так как он продолжает стоять в качестве памятника в моем городе Черновцы (Украина). Все дело в том, что, будучи в 5-6 классе, я и двое моих друзей трижды (два раза вечером в темное и один раз в светлое время суток) имели счастье на свой страх и риск, взобравшись незаметно на постамент, залезть через отверстие под местом механика-водителя внутрь танка. Имелся еще один, нештатный ход в танк через решетки над отсутствующим двигателем, так что площадь, им занимаемую, в дальнейшем учитывать не будем, как и заваренный вход через башню и через штатный люк механика-водителя.
Теперь о главном: абсолютно естественно и логично, что внутри танка было вырезано автогеном и снято все, что можно было снять и все равно трем мелким и худым пацанам 12-13 лет приходилось ежесекундно толкаться друг о друга всеми частями тела и набивать синяки об остатки крепежа оборудования. И даже тогда мы удивлялись крохотному внутреннему размеру танка и тому, что экипаж Т-34 состоял из четырех человек. Понятно, что брали в танкисты по возможности низкорослых крепышей, но ведь внутри танка располагался еще и боекомплект для орудия в разных местах, рация, органы управления танка, механизм заряжания орудия, курсовой пулемет, не менее 3 тыс. патронов к нему, средства наблюдения и еще много чего. Просто выпрямиться во весь рост внутри танка мог лишь один из нас, находясь под командирской башенкой. Следующее: на каждой из боковых сторон башни имелось по круглому, не более майонезной крышки, отверстию для стрельбы из ручного стрелкового оружия, но обзор из него был настолько мал и неудобен, что поразить кого-то можно было разве что только в упор. Все штатные средства наблюдения на нашем танке были сняты и на мир можно было смотреть через несколько узких щелей у механика-водителя, дырку от диоптрического прицела курсового пулемета со стороны стрелка-радиста, через вышеупомянутые "майонезные" отверстия и смотровые щели в командирской башенке - обзорность через них была такова, что легко понять уязвимость любого танка, если рядом с ним действует вражеская пехота. Все это к тому, что даже днем в нашем танке было почти, что совсем темно. В последнее наше посещение танка нас "выпасли" и нам невольно пришлось провести в нем несколько часов и, наверное именно тогда, еще не имея понятия, что такое клаустрофобия, я воочию почувствовал всю "прелесть" нахождения в узком и замкнутом пространстве.
В качестве вывода: даже всего раз побывав внутри Т-34, многие бы совсем по другому начали воспринимать поистине героическую службу советских танкистов времен ВОВ

5. О ТАНКОВОМ МЕТАЛЛОЛОМЕ

Из редких рассказов далеких родственников о прошедшей войне надолго остался в детской памяти эпизод о большом количестве советских танков, оставшихся после отступления РККА. И еще долго потом я ребенком представлял места боев полными различной техники и вооружения. Все бы ничего, но повзрослев, я из исторической литературы узнал о том, что немцы старательно использовали все, что ни попадало им под руку на территории оккупированных стран. Явное несоответствие заставило меня обратить более пристальное внимание на это несоответствие и вот что удалось мне "раскопать".
Дальние родственники оказались именно из района уничтожения трехтысячной танковой группировки советских войск в 1941г под Дубно на Украине. Именно там 800 немецких танков в самом большом до сих пор танковом сражении мира уничтожили более 3 тысяч советских танков из ??? вступивших с ними в бой. Сколько всего советских танков принимало в этом сражении мне пока точно не известно, как и количество уничтоженных немецких танков, но и к сути моего сообщения это не имеет непосредственного отношения. Еще удивило в рассказе то, что разговор о каких-либо немецких танках вообще не шел и то, что брошенные и подбитые советские танки так стояли еще очень долгое время. Ответ на это я нашел в книге А.Лобанова "Танковые войска Гитлера": "из-за загруженности своей разбитой техникой, немцы до середины 1942г не восстанавливали, подлежащую ремонту советскую БТТ и она, в большинстве своем, пришла в полную негодность". Согласно же немецким данным, приведенным в книгах М.Барятинского "Танковые асы Гитлера" и А.Лобанова "Танковые войска Гитлера" только на 22.09.1941г было уничтожено или захвачено 14049 советских танков и это косвенно подтверждает то, что до середины 1942г немцы вполне возможно, что и не имели достаточных возможностей, сил и средств не только для ремонта и восстановления трофейных советских танков, но и для своевременной и повсеместной транспортировки советского танкового металлолома на переплавку в Германию или страны-сателлиты.
В качестве вывода: из-за хронического недостатка черных металлов немцы в годы 2МВ при первой же возможности отправляли на переплавку не только свою или вражескую не ремонтопригодную БТТ, но и не гнушались подъемом затонувших кораблей и описанный мною эпизод является не более, чем исключением из подобной практики.

6.ЛЕНИНГРАДСКАЯ БЛОКАДА В АЛЬТЕРНАТИВНОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
Для меня стало достаточным увидеть размер и вид суточной пайки хлеба взрослого рабочего-блокадника и один раз посетить Пискаревское мемориальное кладбище, чтобы понятие блокады и все, что с ней связано, перестало быть далеким прошлым.
"Москву не брать, а блокировать и уничтожить, то же самое и Ленинград" - из приказа Гитлера командованию вермахта на Восточном фронте в июле 1941г (из архивных материалов штаба группы армий "Центр")

В эти последние дни января Россия активно вспоминает второе рождение города на Неве - Петербурга-Питера-Ленинграда в связи с 70-летием героической деблокады города в годы ВОВ. Не касаясь мужества его защитников и того, что выпало на их долю в те годы, давно и пока безрезультатно ищу ответы в исторической литературе на те вопросы, о которых дальше пойдет речь. Почти до номеров немецких батальонов и рот известно все о противнике, а узнать что-то подобное о советских войсках, противостоящих тогда противнику, пока не представляется возможным. Есть наименования каких-то воинских частей, но ясной общей картины о силах и средствах РККА блокадного Ленинграда создать не получается. В художественной литературе и фильмах блокада с советской стороны показана, исключительно лишь как оборона, в то время, как историческая советская и немецкая литература показывают боевые действия под Ленинградом, как почти непрерывную череду советских контрударов и контрнаступлений по сидящим в глухой обороне немцам.
16.09.41г, по данным с немецкой стороны (Х.Польман "900 дней боев за Ленинград"), командующий танковыми войсками немецкого Северного фронта получил приказ Гитлера оставить танковым частям фронта (4-й танковой группы) позиции между Урицком и Петергофом для перебазирования на южный участок фронта, благодаря чему фактически утратив возможность войти с ходу в Ленинград в самый благоприятный за всю войну для вермахта момент - на плечах отступающих, сильно деморализованных тогда, советских войск в не отмобилизованный для стойкого отпора город.
Немцы в 1941г были остановлены на подступах к Пулковским высотам, фактически на окраине Ленинграда, но куда смогли они продвинуться, если бы им удалось выбить оттуда его защитников? За плечами у вермахта был военный захват Варшавы, который показал полную беспомощность немецкого панцерваффе в городских условиях и только польская капитуляция позволила избежать еще больших потерь. Немцы (и Гитлер лично - К.Эйлсби "План Барбаросса") отлично понимали, что Ленинград не будет сдан, как Париж, Прага, Минск или Киев, а что такое бои в Сталинграде и Харькове, им только предстояло узнать. С севера город блокировали финны, которых немцы так и не смогли склонить к каким-либо активным действиям после того, как финны вернули себе территории по состоянию на 1939г. С востока сплошной блокаде города мешало Ладожское озеро, а с запада - финский залив с советским Балтийским флотом. Именно дальнобойные орудия большого калибра балтийских кораблей всю блокаду больше всего донимали немцев на почти всю их оперативную глубину, в дополнение к тяжелым танкам КВ, выпускаемым Кировским заводом, против которых немцы мало, что могли противопоставить до конца 1942г. Это к тому, чтобы вы поняли приоритет уничтожения немцами целей в блокадном Ленинграде. Конечно, не оставляли они вниманием своей боевой авиации и артиллерии и другие объекты, что влияли на боеспособность советских войск. Из-за того, что немцы в результате хорошо поставленной разведки знали их месторасположение, результативность их огневого воздействия была достаточно высокой до того момента, как блокадное руководство не приняло решение перенести оборонные предприятие в другие районы города, что неотвратимо сказалось на увеличение потерь среди мирного населения. К сожалению, об этом не очень любят писать, но это было целесообразно с военной точки зрения советского руководства. Не кажутся убедительными и целенаправленные немецкие бомбардировки и артобстрелы не промышленных городских районов. Дело в том, что немцы всю войну ощущали цейтнот с боеприпасами и расходовали их очень рационально, а тратить их на умирающий от голода город в надежде на то, что горожане восстанут против "ненавистных им большевистских комиссаров" - это больше из арсенала советской контрпропаганды тех времен.
Вообще непонятно, что могли сделать немцы с городом в случае его захвата. Город многочисленных каналов и мостов, узких улиц между высотными домами и не менее многочисленных островов в дополнение к голодному и враждебно настроенному населению не мог не стать надолго настоящей и постоянной головной болью для любого потенциального захватчика. Еще можно было бы понять фашистский интерес к портовой инфраструктуре, танковому сектору и другой "оборонке" ленинградской промышленности, целым и затонувшим кораблям балтфлота, но что из этого не было бы уничтожено защитниками города, представить трудно. Стереть город с лица земли, как это планировал сделать Гитлер с Москвой, немцы и то не могли, так как это технически невыполнимо для города такого масштаба в условиях незаконченной войны. А то, что фашистское командование гарантировано заплатило бы за взятие стоящего до последнего города очень большими потерями в людях и технике, говорить не приходится. Я вообще не особенно уверен в том, что немцы, имеющимися у них силами и средствами, смогли бы захватить Ленинград, но не зная реальных цифр, об этом судить трудно.
Если верить Э.Манштейну, из его мемуаров "Утерянные победы" следует, что штабу немецкой 11А во второй половине 1942г, кроме мощной артиллерии, предназначенной для поддержки наступления на Ленинград, были подчинены 12 дивизий, в том числе испанская "Голубая дивизия", одна танковая и одна горнострелковая дивизии, а также бригада СС. Из этих сил 2 дивизии действовали на Невском фронте и 2 - на Ораниенбаумском, так что для наступления на Ленинград оставалось 9 с половиной дивизий. Это не так уж много сил, если учесть тот факт, что РККА в районе Ленинграда имела 19 стрелковых дивизий, одну стрелковую бригаду, одну бригаду пограничных войск и одну - две танковые бригады.
Я специально постарался не касаться темы жителей блокадного Ленинграда, потому что подвиг их не подлежит ни обсуждению, ни переосмыслению ни в ретроспективе и ни в каком обозримом будущем, как бы мы не относились к коммунистическому прошлому в целом.