CОДЕРЖАНИЕ: 100 тем

>БЕЛОПОЛЬСКАЯ СПЕШКА 1920 ГОДА >БИТЬ НАПОЛЕОНА >БОИ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ ЯЗЫКОМ ЦИФР >БРОНЕТАНКОВАЯ СТАТИСТИКА ВТОРОЙ МИРОВОЙ >БТТ АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ >БТТ ГИТЛЕРОВСКОЙ ОСИ >БЫЛИ НЕ ГОТОВЫ К ВОЙНЕ? >БЫТЬ ВОЙНЕ >БЫТЬ ПО СЕМУ! >В ЖЕРНОВАХ НКВД >ВЕЛИКИЕ ОБО ВСЁМ И НИ О ЧЕМ >ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ В ЦИФРАХ >ВОЕННЫЙ БЫТ И БЫТИЁ >ВРАГ У ВОРОТ >ВТОРОЙ ФРОНТ ВТОРОЙ МИРОВОЙ >ВЫКРУТАСЫ ИСТОРИИ >ГЕОПОЛИТИКА ВВЕРХ НОГАМИ >ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ СОЮЗНЫХ БОМБАРДИРОВОК >ДЕНЕЖНО-ПРОДУКТОВАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ЖИЗНИ >ДО НЕПРИЛИЧИЯ СТРАННАЯ ВОЙНА >ДО ПОРЫ МОЛЧАЛИВАЯ СМЕРТЬ >ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ФАШИЗМУ >ЕЩЕ РАЗ О БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ >ЗА ВЗЯТИЕ БЕРЛИНА >ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ И СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ >ИЗ НЕ ДОЗРЕВШЕГО >ИНТЕРЕСНОЕ ИЗ МИРА ЕДЫ И НАПИТКОВ >ИСКУССТВУ-БЫТЬ! >ИСПАНСКАЯ ПРЕЛЮДИЯ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ >ИСТЕРИЯ БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ >ИСТОКИ КРАСНОГО ТЕРРОРА >КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ >КАТАСТРОФА ЧЕТВЕРТОГО ФЛОТА МИРА >КИТАЙСКИЙ NO PASARAN >КОМУ ВЕРИТЬ ИЛИ ПРАВДА О АФГАНИСТАНЕ >КРЫМСКАЯ ЭПОПЕЯ 1854-55 ГОДОВ >КТО ВОЕВАЛ ЗА АНГЛИЮ >КТО КОГО КОПИРОВАЛ? >КТО ПРЯЧЕТСЯ ЗА ПСЕВДОНИМОМ >КУРСКАЯ БИТВА БЕЗ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ШЕЛУХИ ("РУМЯНЦЕВ-КУТУЗОВ") >КУРСКАЯ БИТВА БЕЗ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ШЕЛУХИ ("ЦИТАДЕЛЬ") >ЛЕНД-ЛИЗ БЕЗ КУПЮР >ЛЕНИН-ПОРТРЕТ БЕЗ РЕТУШИ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О АВИАЦИИ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКЕ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О НАДВОДНОМ ФЛОТЕ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О ПОДВОДНОМ ФЛОТЕ >МАЛОУПОМИНАЕМОЕ О ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ >МАРШАЛ-МАРОДЕР ЖУКОВ >НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ВОЕННОПЛЕННЫХ В СССР >НЕ ВЕЛИКИЕ СТРАННОСТИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ >НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ >НЕВОЛЬНИЧЬЯ ПРАВДА >НЕИЗВЕСТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ >НЕИЗВЕСТНОЕ О ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЯХ >НЕМЕЦКИЙ ПЛЕН И ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД >НЕОПРАВДАННАЯ ВОЕННАЯ ЖЕСТОКОСТЬ >НЕПОКОРНАЯ ПОЛЬША >НЕУДОБНАЯ ИСТОРИЯ >НКВД ПЕРЕД ЛИЦОМ ЦИФР >О ФОРМЕ СНАРЯЖЕНИИ НАГРАДАХ И ЗНАКАХ ОТЛИЧИЯ >О ЧЕМ НЕ ПРИНЯТО ГОВОРИТЬ ИЛИ ЛИЦЕНЗИОННОЕ ВОРОВСТВО >ОСОБЕННАЯ СПАРТА >ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУХОНЬ >ОСТОРОЖНО ДЕЗИНФОРМАЦИЯ >ПАРАДОКСАЛЬНО НО ФАКТ >ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ >ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ИЛИ ПЕРЕМЕШИВАНИЕ? >ПЛЕН И ВСЕ ЧТО ЕГО КАСАЕТСЯ >ПО СМЕРТИ БЕЗ ПОКОЯ И ПОЧТЕНИЯ >ПОЛТАВСКАЯ БАТАЛИЯ БЕЗ ПРЕДВЗЯТОСТИ >ПОМОЩЬ СССР ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ >ПОСЛЕ БОРОДИНСКОГО ПОБОИЩА >ПОТЕРИ ФАШИСТОВ ДО НАПАДЕНИЯ НА СССР >РЫЦАРСТВО НЕ ОТ МИРА СЕГО >СКРЫТОЕ РАБСТВО В СССР >СПАСИТЕЛЬНЫЕ КРЫЛЬЯ ЛЮФТВАФФЕ >СТАЛИН-ЭТО ЛЕНИН СЕГОДНЯ >СТИМУЛЫ ВОЕВАТЬ ЛУЧШЕ >СТРАТЕГИЯ ВЫЖЖЕННОЙ ЗЕМЛИ >СТРЕЛКОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ >ТАНКОВОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПОД ПРОХОРОВКОЙ >ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ШТАМПЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ >ТРОФЕЙНОЕ ВООРУЖЕНИЕ НА СЛУЖБЕ РККА И ВЕРМАХТА >ТЯГЛОВАЯ СИЛА ВТОРОЙ МИРОВОЙ >УЧАСТИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В ВОЙСКАХ ГИТЛЕРА >ФАШИСТСКАЯ ПОМОЩЬ СССР >ФАШИСТСКИЙ ЛЕНД-ЛИЗ >ФИНСКАЯ ЗИМНЯЯ ВОЙНА >ХАЛХИН-ГОЛ И ХАСАН В ЦИФРАХ >ХИМИЯ ОТ ДЬЯВОЛА >ЦЕНА ПОБЕД-ПОРАЖЕНИЙ 2МВ >ЦЕРКВИ В СССР >ЧЕРНЫЕ МЕТКИ БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ >ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ДИСЦИПЛИНАРНОМ БАТАЛЬОНЕ >ЧТО НЕ ТАК С ЛЕДОВЫМ ПОБОИЩЕМ? >ШОУ ЯЧМЕННЫХ ЛЮДЕЙ >ЭКОНОМИКА ГЕРМАНИИ НАКАНУНЕ И ВО ВРЕМЯ 2МВ >ЭТИКЕТОМ ПО СТОЛУ

КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ?

24.02.2022 - последнее, в отличие от репостов, обновление темы
Новая информация выделяется красным, но не обязательно находится в начале темы.
NB: активные ссылки на подобные этой темы: "10 самых страшных средневековых пыток", "Орудия пыток, которые заставляли признаваться в чем угодно", "Как когда-то вершилось правосудие", "Самые ужасные пытки"

- "Мимолетное время забирает все живое, каждому смертному в его последнюю минуту опорой будет доблесть" - надпись на латыни над входом в пыточные подвалы под магистратом Каменец-Подольского
- "Не дай Бог никому в палачах быть - а нельзя без него!" (В.Даль)


- в отличие от светских властей, которые могли применять пытки по своему усмотрению, инквизиция имела определенные ограничения:
- пытать разрешалось не больше одного раза в сутки, не более двух дней подряд.
- пытали только тех, кого уже уличили во лжи, или тех, чья вина почти доказана.
- в ходе пыток арестованный не должен был остаться инвалидом или умереть.
Инквизиторам не разрешалось проливать кровь, поэтому в основном применялись пытки водой, подвешивание на дыбе, растягивание на доске и пытка голодом в одиночной камере. Но, самое главное, все то, что человек сказал под пытками, он потом должен был подтвердить без мучений. Также у инквизиции не было прав казнить человека или привести иной свой приговор в исполнение. Этим, по ее приговору, непосредственно занимались светская власть и ее палачи
- палач в Японии всегда принадлежал к категории изгоев из касты "нечистых" - баракуминов
- В России с 1680г ежегодная зарплата палача составляла 4 руб, а с 1742г она была увеличена до 9 руб. Во время правления Николая-I палач в Москве зарабатывал ежегодно до 400 руб. В провинции его доход составлял до 300 руб. В то время цена коровы была 5 руб. Были у палачей и казенные доплаты на одежду, и даже командировочные
- в России, человек, который согласился стать палачем, назначался на эту работу безсрочно и мог быть уволен от нее лишь по старости или болезни, такого человека было запрещено поселять ближе 60 верст от любого губернского города, лишь под добровольную опеку родственников и под обязательное пожизненное полицейское наблюдение. Палач беспрерывно находился внутри тюрьмы без права ее покидать, жил отдельно, но всегда рядом с камерами заключенных. Пребывние палача за пределами тюрьмы расценивалось как побег заключенного и соответственно каралось (из Постановления Государственной думы, утвержденного царем Николаем-1 от 18.11.1836г)
- с 1833г в России на работу палача могли нанимать даже уголовников. Шли в палачи только те, кто был приговорен к жестоким телесным наказаниям, за это заключенному отменялось его наказание
- с 1832г, когда из российского "пыточного арсенала" было продано несколько кнутов, были созданы особые шкафы, где хранились орудия пыток и с тех пор их начали выдавать исключительно под роспись. Нельзя было даже продать поломанный пыточный инвентарь, который всегда сжигали
- только в 1939г президент Франции подписал указ, запрещающий публичные казни во Франции
- 14-23 тыс. человек стали жертвами инквизиции - таково общепринятое мнение, которое разделяют подавляющее большинство исследователей-историков на 2020 год. Общее количество жертв испанской инквизиции было значительно меньше, чем обычно думают: десятки тысяч людей так или иначе проходили инквизиционные процессы, из них сожжено было 1,5-2 тысячи человек плюс еще какое-то количество жертв инквизиции в колониях. В России против еретиков методы, в целом схожие с приемами испанской инквизиции, применялись еще с XV века, то есть значительно раньше, чем в испанской инквизиции
- в 1789г, накануне Великой французской революции, указом короля Людовика Франция первой в Европе запретила пытки во время уголовного следствия, а также телесные наказания в армии и на флоте
- в Росии с 1861г были официально отменены почти все тяжкие телесные наказания
- с 1867г в Австро-Венгрии официально запрещены публичные казни (отныне они проводились исключительно на территории тюрем), а после революции 1848г в судовой практике было упразднено использование позорного столпа (Прим.7*)
- в Японии издавна и до сих пор приговоренный к смерти до последнего дня не знает день исполнения приговора в отношении себя
- за исключением Англии, казнь обезглавливанием в Европе начали практиковать только в позднем Средневековье - 14-15 веках
- список преступлений, за которые в Англии полагалась смертная казнь, в 18в расширился с 50 позиций до 220, и в результате виселица сама по себе уже мало кого пугала и, если до 17в, для усиления мучений и большего устрашения, часто практиковалась мучительная смерть преступника в подвешенной на цепи в специальной железной клетке-футляре, то с 17в по 1834г преступник подвергался еще и посмертному наказанию, когда его труп долгие годы находился в подобной клетке на обозрении публики и без права быть похороненным
- официально назначенные палачи во время существования "Третьего рейха" получали за голову первого казненного 60 рейхсмарок, за голову каждого последующего 30 рейхсмарок - по неполным данным, по приговорам немецких судов за 1943г было казнено 5684 гражданина Германии, за 1944г - 5220 (Прим.6*)
- одни сутки пребывания заключенного в немецкой тюрьме времен "Третьего рейха" оценивались, согласно закону о судебных издержках, в 1 рейхсмарку 50 пфеннигов, оплата которых ложилась на ближайших родственников самого заключенного (Прим.6)
- в России долго сохранялся обычай привлекать в помощь палачу кого-либо из зрителей. Помощники должны были заменять подставки: на их спины вскидывали осужденных к наказанию кнутом. Сначала принятие на себя обязанностей помощника палача было добровольным - "а в палачи на Москве и в городе ставятся всякого чину люди, кто похочет". Впоследствии власти начали привлекать для помощи палачу людей силой (Прим.5*)
- в России до XIXст. первым нормативным актом, регламентирующим деятельность палачей, был "боярский приговор 1681г", по которому в палачи назначались охотники (добровольцы) из посадских и вольных людей. При отсутствии охотников посадские обязаны были выбирать из "самых гулящих людей, чтобы во всяком городе без палача не было".' Охотников стать палачами было мало, и во многие города палачей для исполнения казней приходилось командировать из столицы. Указом Сената от 10.06.1742г было установлено нормативное количество палачей. В столице их должно быть три, в губернских городах - по два, а в уездных - по одному. Жалованье палачам полагалось давать из "государевой казны, из разбойного приказа" (Уложение 1649г). По указу 15.03.1798г палачей, отставленных от должности по старости или болезни, приказано было распределять на жительство в 60-верстном расстоянии от губернского города для пропитания посильными трудами или отдавать на попечение родственников (Прим.5*)
- для повышения "престижа профессии" император Николай I произвел существенную индексацию жалованья палачей. Для Москвы и Санкт-Петербурга величина "оплаты труда" вольного палача устанавливалась в размере 300—400 рублей в год, для губернских городов — 200—300 рублей, при том, что стоимость дойной коровы в то время не превышала пяти рублей. Кроме денежного оклада, палачам полагались деньги на казенную одежду (58 рублей) и питание, так называемые "кормовые". В случае выезда палача для экзекуции в другой город ему выплачивались командировочные (Прим.5*)
- при Петре-I существовала казнь "по жребию". Она применялась, когда среди множества людей нельзя было выявить конкретных виновников или когда в преступлении участвовало много людей, но не было смысла казнить всех. Например, за драку на спорных землях, т.е. землях, которые оспаривались между собой разными селами, убивали "по жребию" каждого двадцатого (Прим.5*). Еще: участников стрелецкого бунта 1698г убивали по жребию - каждого двадцатого
- при Петре-1 состоявшаяся дуэль, хотя бы в результате ее не было ни смертного исхода, ни нанесения раны, наказывалась позорной казнью через повешение как для обоих противников, так и для их секундантов. Даже убитый на дуэли не избегал казни - его мертвого вешали за ноги (Прим.5*)
- в 1797г Петр-1 своим указом "Об отмене в судах очных ставок и о бытии вместо оных распросу и розыску" фактически произвел замену следствия допросом, когда сразу начинали с пыток.
- через полтора месяца после смерти Петра-I указом от 24.03.1727г Екатерина вводит наказание, которое можно поставить в один ряд с самыми жестокими карами предшествующих десятилетий. Этим указом рекрутов, прибегающих к "членовреждению"с целью избавиться от военной службы, велено вешать по жребию в количестве одного из десяти; остальным же рвать ноздри, бить кнутом и ссылать в вечную каторгу (Прим.5*)
- со второй половины XVII века, во времена царствования Анны Иоанновны (1730-40гг) в России был введен такой вид увеличивающий мучение жертвы казни, как повешение на железном крюку за ребро вниз головой. Этот один из самых жестоких видов казней описан в "инструкции для искоренения разбойников" (Прим.5*)
- казнь в России предписывалось совершать, по возможности, на месте совершения преступления, но во всяком случае в городе или селении, а не в нежилом месте (Прим.6*)
- Воинский устав Петра-1 1716г предусматривал смертную казнь за 123 преступления. Примерно в половине случаев в уставе был определен способ смертной казни. В остальных - его оставляли на усмотрение суда. В отличие от Уложения 1649г число способов смертной казни при Петре было сокращено до трех: расстрел (аркебузирование), обезглавливание и повешение, но число преступлений, караемых смертью, увеличилось почти в два раза. Расстрел применялся только к военнослужащим. Обезглавливание осужденных производили мечом на плахе или бревне, а не топором, как при предшественниках Петра. Как и прежде, "залитие" горла расплавленным металлом наказывалось изготовление фальшивых монет, но по царскому указу от 05.02.1723г, предписывалось отсекать "для скорой смерти" головы тем из подвергающихся этой казни преступникам, которые не сразу умрут после экзекуции над ними, а еще в 1672г казнь заливкой расплавленного металла в горло фальшивомонетчику была заменена отсечением у преступников обеих ног и левых рук (Прим.5*)
- наказание шпицрутенами, впервые введенными Петром I, предназначалось для "лиц военного звания", однако оно применялось и к гражданским лицам, которых судили по военным законам. Это наказание, всегда производившееся "сквозь строй", часто было смертельным, особенно в тех случаях, когда назначалось 6 и даже 12 тыс. ударов. Часто в таких случаях экзекуция заканчивалась над полуживым телом. Еще более страшным орудием наказания, чем шпицрутены, являлся кнут, который, как орудие кары, исключен в России только Уложением о наказаниях 1845 г. с заменой его более легким наказанием плетьми и с определением в каждом конкретном случае количества ударов. Только 17.04.1863г был обнародован закон, которым отменялись наказания плетьми и шпицрутенами для гражданских лиц, солдат и матросов. Наказания плетьми были сохранены в ограниченных пределах лишь для ссыльных и каторжников (Прим.5*)
- с 1741г в России был введен мораторий на вынесение смертных приговоров и смертная казнь формально не применялась, но фактически осужденных лишали жизни путем засечения кнутом, плетьми, батогами и розгами. Такие казни наблюдались в России еще долгие годы. Выступая в принципе противницей смертной казни, Екатерина-ІІ, однако, не отрицала ее полностью (Прим.5*)
- о желании раскаяться осужденный к аутодафе (сожжению на костре) мог дать знать только знаком, так как, опасаясь, что он будет агитировать перед народом в пользу ереси, его часто вели на казнь с кляпом во рту. Если осужденный раскаивался, то его предварительно душили, после чего сжигали мертвое тело; если же упорствовал, то его сжигали заживо (Прим.5*)
- в ГДР обезглавливание с помощью гильотины применялось до 1966г, до замены на расстрел (Прим.5*)
- казнь через "аркебузирование", введенная в русской армии артикулами Петра-1, осуществлялась только при его жизни (Прим.4*). В России первый случай "аркебузирования" был отмечен в 1679г, но официально он был введен Воинским артикулом Петра-1 с 1715г и полагался за богохульство, самовольное обнажение шпаги с целью угрозы, небрежность офицера при несении караула, самовольное оставление караула или сон на посту, нападение на караул или на часового, невыполнение солдатом приказа, продажу солдатом мундира или оружия (Прим.5*)
- Судебник 1550г впервые ввел на Руси такое понятие, как тюремное заключение, как правило, в сочетании с битьем кнутом, как одним из двух видов наказания, в соответствии с первым нормативным актом Руси - Судебником 1497г, когда к обвиняемому применялось только два вида наказания: битье кнутом и смертная казнь (Прим.3*)
- в соответствии с Соборным уложением 1650г, наряду с такими экзекуциями, как "бити батоги" и "бити кнутом", появились новые кары: "казнити, зжечь", "казнити смертию, залити горло", "повесить", "живу окопати в землю". Тогда же впервые были введены и ранее неизвестные на Руси виды наказания: "отсечь руку", "отрезать левое ухо", "пороги ноздри и носы резати". На этом фоне совсем мягкой расплатой за преступления казалась "ссылка в Сибирь на житье, на Лену". Именно в эти годы началось массовое строительство тюрем: наряду с церковью и приказной избой они стали неотъемлемой частью всех русских городов и монастырей (Прим.3*)
- отдав должное старым способам лишения жизни, то есть сожжению, колесованию, расстрелу и повешению, но, будучи сторонником всего нового, Петр-1 ввел дотоле неведомые, но очень "прогрессивные" способы наказания: "заключение в железо" и "гоняние шпицрутенами", а также ссылку в арестантские роты и на каторжные работы (Прим.3*)
- такие традиционные в России пытки, как дыба, когда человеку выворачивали руки, все усиливающиеся удары бревном между ног, массаж голой спины зажженным веником, приводили до нужного следствию результата быстрее, но и часто случалось, что жертвы не выдерживали таких мучений и умирали, не признавшись в содеянном, чем сильно огорчали и дьяков, и палачей. Именно поэтому в инструкции появился строжайший приказ такого рода истязания применять не более трех раз подряд (Прим.3*)
- церковный собор 1666-67гг времен российского царя Алексея Тишайшего обязал "градские власти" сжигать тех, кто "возложит хулу на Господа Бога"
- за убийство жены в допетровской Руси муж приговаривался лишь к церковному покаянию, за убийство же мужа, жену закапывали по шею в землю, пока не умрет, после чего труп вешали за ноги, пока совершенно не истлеет (Прим.2*)
- приговоренную к смерти ведьму сначала душили, предварительно привязав к столбу, а затем только сжигали или вешали, но никогда не сжигали живьем
- в средневековой Европе суд все долги обвиняемого отменял, чтобы клевета не стала средством "выколачивания" из жертвы денег. Подозреваемому даже предлагали назвать фамилии своих недоброжелателей, и если в их число попадал человек, который свидетельствовал против него, то его свидетельства не рассматривали
- в 1252г Папа Римский Иннокентий IV огласил буллу "ad extirpanda", разрешающую инквизиции
пытать подозреваемых в ереси
- за связь с дьяволом никогда не судили женщин, которые весят больше 50 кг. Считалось, что именно 50 кг – максимальный вес, который может поднять метла, а без неё ведьма никак не сможет попасть на шабаш
- в 2010г в средневековом застенке в г.Каменец-Подольский (Украина) гид несказанно удивил информацией, что местного палача никто, кроме судьи и мэра города не знал и не должен был знать в лицо, что он приходил по специальному подземному ходу, ключ от дверей которого был только у палача и в котором же была ниша, где он переодевался в закрытую для посторонних глаз одежду. Этот же палач был один на целую область и его часто приглашали другие города делать свое черное дело, так как своих палачей не было и стоило для города это удовольствие очень дорого. На польской части Украины во Львове существовала единственная школа по подготовке палачей. Право иметь своего палача-профессионала предоставлялось лиши городу, что получил Магдебургское право. Пытать запрещалось детей, беременных и кормящих женщин, больных и просто пожилых людей обоего пола, психически больных, шляхтичей, врачей, представителей городских органов самоуправления и государственных чиновников. Запрещалось пытать в праздничные дни. Палач получал от города отдельный участок на кладбище, где был обязан хоронить свои жертвы. Когда в 1765г должность палача была упразднена, его меч, кнут и клеймо продали с аукциона. Единственное, на что акцентировал гид наше внимание, так это на то, что Каменец-Подольский имел с 1374г статус Магдебургского права и это многое объясняет в практике судопроизводства. Одно дело, судить горожанина - свободного человека и совсем другое дело - судить подневольного, и, по сути, бесправного человека, который есть собственностью средневекового феодала
- с 1826 по 1906 год, то есть за 80 лет царского режима, по решению судов были приговорены к смертной казни 612 человек
- в России до революции 1917г публично извещали об исполнении каждого смертного приговора (Прим.6*)
- иностранное подданство для государственного преступника служило в России XVII-XVIII веков слабой защитой: иностранца, обвиненного в государственном преступлении, могли казнить, посадить в тюрьму или сослать в Сибирь (Прим.1*)
- монастырские тюрьмы считались самыми суровыми в России. Из приговоров XVIII века с ясностью вытекает, что содержание преступников в монастырях никакого отношения к иноческому подвигу не имело. Монастыри рассматривались, как разновидность государственных тюрем, куда отправляли приговоренных к пожизненному заключению или искалеченных на пытке и негодных в каторжные работы преступников. Архимандриты монастырей фактически оказывались начальниками тюрем (Прим.1*)
- в допетровские времена, если казнимый преступник оставался жив после первого удара палача или срывался с виселицы, то ему по давней традиции даровали жизнь. В 1715 году Петром-1: "Когда палач к смерти осужденному имеет голову отсечь, а единым разом головы не отсечет, или когда кого имеет повесить, а веревка порветца и осужденный с виселицы оторветца и еще жив будет, того ради осужденный несвободен есть, но палач имеет чин свой (т. е. обязанность) до тех мест (т.е. до тех пор) отправлять, пока осужденный живота лишится…" Когда во время казни декабристов летом 1826 года двое из приговоренных сорвались с виселицы, главный экзекутор приказал их повесить заново, и в этом он строго следовал нормам петровского законодательства (Прим.1*)
- когда в 1698 году в Москве казнили стрельцов, то Петр заставил всех своих приближенных лично участвовать в экзекуции. Перед каждым боярином ставили преступника, и ему предстояло произнести приговор и затем привести его в исполнение, собственноручно обезглавив виновного. Царь был сердит на многих бояр, у которых при исполнении казни тряслись руки. Сам Петр-1 бестрепетно обезглавил в Преображенском пятерых стрельцов, а Меньшиков хвастался, что казнил двадцать человек (Прим.1*)
- специальная одежда для приговоренных к смерти в России появилась в 1840-х годах, когда преступнику стали выдавать траурную одежду в виде суконного черного кафтана и шапки, а также чистое белье. На грудь преступника уже в XVII веке вешали черную табличку с надписью о виде преступления (Прим.1*)
- в XVIII веке в России ни одно центральное или местное учреждение не обходилось без штатного "заплечного мастера". С древних времен палачами могли быть только свободные люди. При отсутствии добровольцев власти насильно отбирали в палачи "из самых молодчих или из гулящих людей, чтобы во всяком городе без палачей не было". Палаческие обязанности являлись пожизненными и, возможно, потомственными. в России палачи носили ярко-красные рубахи. При нехватке палачей брали на эту работу мясников. В XIX веке найти людей, готовых взяться за топор, стало непросто. Все чаще вместо вольнонаемных заплечных мастеров палаческие функции стали исполнять преступники, которым за это смягчали наказание. Власти предписывали назначать преступников в палачи, "не взирая на их несогласие" и с "обязательством пробыть в этом звании по крайней мере три года". Позже, когда начались казни народовольцев и эсеров, поиск палачей превратился для правительства в огромную проблему (Прим.1*)
- в 1733г в указе о священниках – ложных доносчиках было велено их наказывать, как и всех ложных доносчиков, кнутом и ссылкой в Сибирь, но, уважая священнический сан, "без вырезания ноздрей" (Прим.1*)
- пытки в Пруссии отменили в 1754г, в Австрии – в 1787г, во Франции в 1789г вместе с лютыми средневековыми казнями (последнее в ее истории колесование произошло в 1788г). В Англии и Швеции их не было уже в XVI веке, исключая, естественно, процессы о ведьмах. Императрица Елизавета фактически отменила смертную казнь, точнее – навечно приостановила исполнение смертных приговоров. При ней перестали пытать детей. 08.11.1774г был издан секретный указ о неприменении пыток. Пытка же в России была отменена формально только по царскому указу 27.09.1801г (Прим.1*)
- в средневековой России женщин пытали наравне с мужчинами, но число ударов им давали поменьше, да и кнут иногда заменяли плетьми или батогами. Беременных, как правило, не пытали. Преступницу, родившую ребенка, разрешалось наказывать телесно через 40 дней после родов (по другим данным, согласно уложению 1669г казнь беременной откладывалась до разрешения от бремени - Прим.5*). Пытки и казни детей закон в принципе не запрещал, но все-таки по уголовным тех лет делам видно, что детей и подростков щадили. В петровских застенках малолеток допрашивали, не применяя дыбу. Согласно закону, что малолетними считались люди до 17 лет. Тем самым они освобождались от пытки и казни, по крайней мере, теоретически. При обсуждении этой проблемы Сенат поспорил с Синодом: первый считал, что нужно отменить пытки людей, не достигших 17 лет, а Синод был убежден, что пытать можно с 12 лет, так как с этого возраста люди уже приносили присягу и женились. Иначе говоря, сенаторы оказались гуманнее служителей Бога, которые считали, что человек становится преступником с того момента, как начинает грешить, а способность грешить у человека проявляется уже в семь лет (Прим.1*)

ПРИМЕЧАНИЕ:
(Прим.1*) - Э.Анисимов "Русская пытка"
(Прим.2*) - А.Буровский "Правда о допетровской Руси. Золотой век Русского государства"
(Прим.3*) - В.Сопельняк "Секретные архивы ВЧК-ОГПУ"
(Прим.4*) - журнал "Оружейный Двор" 1\1996
(Прим.5*) - В.Игнатов "Палачи и казни в истории России и СССР"
(Прим.6*) - сборник "СС в действии. Документы и преступления СС"
(Прим.7*) - В.Селезінка "Місто моєї любові" (укр)

Комментариев нет:

Отправить комментарий