CОДЕРЖАНИЕ: 102 темы

>БЕЛОПОЛЬСКАЯ СПЕШКА 1920 ГОДА >БИТЬ НАПОЛЕОНА >БОИ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ ЯЗЫКОМ ЦИФР >БРОНЕТАНКОВАЯ СТАТИСТИКА ВТОРОЙ МИРОВОЙ >БТТ АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ >БТТ ГИТЛЕРОВСКОЙ ОСИ >БЫЛИ НЕ ГОТОВЫ К ВОЙНЕ? >БЫТЬ ВОЙНЕ >БЫТЬ ПО СЕМУ! >В ЖЕРНОВАХ НКВД >ВЕЛИКИЕ ОБО ВСЁМ И НИ О ЧЕМ >ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ В ЦИФРАХ >ВОЕННЫЙ БЫТ И БЫТИЁ >ВРАГ У ВОРОТ >ВТОРОЙ ФРОНТ ВТОРОЙ МИРОВОЙ >ВЫКРУТАСЫ ИСТОРИИ >ГЕОПОЛИТИКА ВВЕРХ НОГАМИ >ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ СОЮЗНЫХ БОМБАРДИРОВОК >ДЕНЕЖНО-ПРОДУКТОВАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ЖИЗНИ >ДО НЕПРИЛИЧИЯ СТРАННАЯ ВОЙНА >ДО ПОРЫ МОЛЧАЛИВАЯ СМЕРТЬ >ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ФАШИЗМУ >ЕЩЕ РАЗ О БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ >ЗА ВЗЯТИЕ БЕРЛИНА >ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ И СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ >ИЗ НЕ ДОЗРЕВШЕГО >ИНТЕРЕСНОЕ ИЗ МИРА ЕДЫ И НАПИТКОВ >ИСКУССТВУ-БЫТЬ! >ИСПАНСКАЯ ПРЕЛЮДИЯ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ >ИСТЕРИЯ БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ >ИСТОКИ КРАСНОГО ТЕРРОРА >КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ >КАТАСТРОФА ЧЕТВЕРТОГО ФЛОТА МИРА >КИТАЙСКИЙ NO PASARAN >КОМУ ВЕРИТЬ ИЛИ ПРАВДА О АФГАНИСТАНЕ >КОСМОПОЛИТЫ БЕЗ СТРАХА И УПРЕКА >КРЫМСКАЯ ЭПОПЕЯ 1854-55 ГОДОВ >КТО ВОЕВАЛ ЗА АНГЛИЮ >КТО КОГО КОПИРОВАЛ? >КТО ПРЯЧЕТСЯ ЗА ПСЕВДОНИМОМ >КУРСКАЯ БИТВА БЕЗ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ШЕЛУХИ ("РУМЯНЦЕВ-КУТУЗОВ") >КУРСКАЯ БИТВА БЕЗ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ШЕЛУХИ ("ЦИТАДЕЛЬ") >ЛЕНД-ЛИЗ БЕЗ КУПЮР >ЛЕНИН-ПОРТРЕТ БЕЗ РЕТУШИ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О АВИАЦИИ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКЕ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О НАДВОДНОМ ФЛОТЕ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О ПОДВОДНОМ ФЛОТЕ >МАЛОУПОМИНАЕМОЕ О ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ >МАРШАЛ-МАРОДЕР ЖУКОВ >НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ВОЕННОПЛЕННЫХ В СССР >НЕ ВЕЛИКИЕ СТРАННОСТИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ >НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ >НЕВОЛЬНИЧЬЯ ПРАВДА >НЕИЗВЕСТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ >НЕИЗВЕСТНОЕ О ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЯХ >НЕМЕЦКИЙ ПЛЕН И ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД >НЕОПРАВДАННАЯ ВОЕННАЯ ЖЕСТОКОСТЬ >НЕПОКОРНАЯ ПОЛЬША >НЕУДОБНАЯ ИСТОРИЯ >НКВД ПЕРЕД ЛИЦОМ ЦИФР >О ФОРМЕ СНАРЯЖЕНИИ НАГРАДАХ И ЗНАКАХ ОТЛИЧИЯ >О ЧЕМ НЕ ПРИНЯТО ГОВОРИТЬ ИЛИ ЛИЦЕНЗИОННОЕ ВОРОВСТВО >ОККУПИРОВАННЫМ ЖЕНЩИНАМ 2МВ >ОСОБЕННАЯ СПАРТА >ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУХОНЬ >ОСТОРОЖНО ДЕЗИНФОРМАЦИЯ >ОФИЦЕРСТВА СУДЬБЫ >ПАРАДОКСАЛЬНО НО ФАКТ >ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ >ПЕРЕД ЛИЦОМ НОВОЙ ОТЧИЗНЫ >ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ИЛИ ПЕРЕМЕШИВАНИЕ? >ПЛЕН И ВСЕ ЧТО ЕГО КАСАЕТСЯ >ПО СМЕРТИ БЕЗ ПОКОЯ И ПОЧТЕНИЯ >ПОЛТАВСКАЯ БАТАЛИЯ БЕЗ ПРЕДВЗЯТОСТИ >ПОМОЩЬ СССР ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ >ПОСЛЕ БОРОДИНСКОГО ПОБОИЩА >ПОТЕРИ ФАШИСТОВ ДО НАПАДЕНИЯ НА СССР >РЫЦАРСТВО НЕ ОТ МИРА СЕГО >СКРЫТОЕ РАБСТВО В СССР >СПАСИТЕЛЬНЫЕ КРЫЛЬЯ ЛЮФТВАФФЕ >СТАЛИН-ЭТО ЛЕНИН СЕГОДНЯ >СТИМУЛЫ ВОЕВАТЬ ЛУЧШЕ >СТРАТЕГИЯ ВЫЖЖЕННОЙ ЗЕМЛИ >СТРЕЛКОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ >ТАНКОВОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПОД ПРОХОРОВКОЙ >ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ШТАМПЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ >ТРОФЕЙНОЕ ВООРУЖЕНИЕ НА СЛУЖБЕ РККА И ВЕРМАХТА >ТЯГЛОВАЯ СИЛА ВТОРОЙ МИРОВОЙ >УЧАСТИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В ВОЙСКАХ ГИТЛЕРА >ФАШИСТСКАЯ ПОМОЩЬ СССР >ФАШИСТСКИЙ ЛЕНД-ЛИЗ >ФИНСКАЯ ЗИМНЯЯ ВОЙНА >ХАЛХИН-ГОЛ И ХАСАН В ЦИФРАХ >ХИМИЯ ОТ ДЬЯВОЛА >ЦЕНА ПОБЕД-ПОРАЖЕНИЙ 2МВ >ЦЕРКВИ В СССР >ЧЕРНЫЕ МЕТКИ БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ >ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ДИСЦИПЛИНАРНОМ БАТАЛЬОНЕ >ЧТО НЕ ТАК С ЛЕДОВЫМ ПОБОИЩЕМ? >ШОУ ЯЧМЕННЫХ ЛЮДЕЙ >ЭКОНОМИКА ГЕРМАНИИ НАКАНУНЕ И ВО ВРЕМЯ 2МВ >ЭТИКЕТОМ ПО СТОЛУ

СПАСИТЕЛЬНЫЕ КРЫЛЬЯ ЛЮФТВАФФЕ

12.10.16 - последнее, в отличие от репостов, обновление темы
Рубрика "НОВОСТИ САЙТА" обновляeтся ЕЖЕДНЕВНО, а все ее ссылки - АКТИВНЫ. Каждое новое сообщение минимум 10 суток выделяется красным цветом, но НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО находится в начале темы
Интересное из Нета на данную тему:

Многим известно заверение Геринга Гитлеру, что люфтваффе сможет установить воздушный мост к окруженной под Сталинградом 6-й армии Паулюса и, таким образом, поможет ей успешно выдержать блокаду. Слова Геринга по привычке, еще с советских времен, называют легкомысленным хвастовством, а согласие Гитлера на подобную авантюру - еще одним примером типичной недальновидности недоучки-ефрейтора. Что на самом деле лежало в уверенности Геринга и согласии Гитлера? Некоторые факты показывают как люфтваффе в годы 2МВ решало транспортные проблемы подобного характера

- окруженным в г.Тернополь с 25.03 по 08.04.44 немецкая ВТА совершила 1285 вылетов, сбросив 11 020 контейнеров общей массой 1670 тонн (Прим.1*)
- для выполнения задач но снабжению окруженных войск в Великие Луки 310 раз вылетали бомбардировщики Не-111, 94 - Штуки, 25 - десантные планеры и один раз Ju-52z, За это время в "котел" было доставлено 164.362т боеприпасов, 5,248т продуктов, 3,250т медикаментов, 35 минометов, пушек и различных видов пулеметов. Потери составили 81 самолет, из которых 17 Не-111 и 17 планеров (Прим.16*)
- всего для снабжения окруженного гарнизона Познани (12 тыс. по немецким данным) ВТА люфтваффе совершила 195 вылетов. Из этого числа 169 машин выполнили задание, доставив окруженным 257 тонн грузов, большей частью - боеприпасов. Полеты в "крепость" продолжались вплоть до момента капитуляции гарнизона 23.02.45, даже, когда, вследствие сжимания "кольца" в последние дни обороны, большая часть сбрасываемых грузов попадала в руки советских солдат (Прим.16*)
- с 01.02. по 13.02.45г был блокирован гарнизон г.Шнейдемюль (около 10 тыс. военнослужащих вермахта и фольксштурма), когда остатки гарнизона пошли на прорыв. Всего в город было доставлено 139 тонн грузов, в подавляющем большинстве - боеприпасов. Гораздо большее значение имели обратные перевозки, в ходе которых было эвакуировано 1379 человек, в том числе 1164 раненых, остальные - женщины и дети (Прим.16*)
- операция по снабжению успешно деблокированного гарнизона г.Арнсвальде с 09.02 по 16.02.45г, когда люфтваффе выполнили 48 самолето-вылетов (14 Не-111 и 34 Ju-52) с посадкой в крепости, ещё 57 тонн было сброшено в контейнерах (Прим.16*)
- благодаря "воздушному мосту" гарнизон г.Глогау (10 тыс. военнослужащих и около 3 тыс. населения) смог продержаться с 12.02 по 01.04.45г. Самолеты ВТА выполнили 310 вылетов и сбросили осажденным 310 тонн боеприпасов и 13 тонн других грузов, потеряв при этом 5 машин (Прим.16*)
- к 14.10.44, когда англичане наконец высадились в Греции и заняли Афины, немецкая ВТА успела вывезти 2\3 из 60 тыс. человек, находившихся в гарнизонах островов. Острова Родос, Лерое, Кос, Тилос, Крит и Лилос оставались в руках немцев до самого конца войны и в ограниченных масштабах снабжались по воздуху (Прим.1*)
- 70 тыс. (37-53 тыс. венгров - Прим.16*) гарнизон окруженного Будапешта и его гражданское население численностью около 800 тыс. человек получали в среднем только 36 тонн грузов в сутки, а это было меньше 1\2 от минимальных потребностей (80 тонн - Прим.16*), необходимых для обороны (Прим.1*). Последние полеты в "крепость" были совершены 12.02.45г, а на следующий день гарнизон капитулировал. В общей сложности за полтора месяца в окруженный город было доставлено примерно 1500 тонн грузов (Прим.1* и 16*). Потери транспортной авиации составили 44 самолета, в том числе 36 Ju-52, 7 Не-111 и 1 Ju-87 (Прим.1*). По другим данным, потери ВТА немцев при полетах в осажденный Будапешт составили 52 Ju-52, 7 Не-111 и 1 Ju-87 (буксировщик планеров). За время действия "воздушного моста" в город вылетели 73 планера DFS-230, из которых только 41 смог приземлиться в Будапеште. Остальные были сбиты советскими зенитчиками или разбились в авариях и катастрофах. Погибло или пропало без вести 49 пилотов-планеристов (Прим.16*)
- всего за 70 дней существования сталинградского "воздушного моста" (с 25.11.42г по 02.0243г) немецкой ТА было перевезено 6591 тонн грузов, в том числе 1648 куб.м горючего, 1122 тонн боеприпасов, 2020 тонн продовольствия. Из "котла" вывезено 24 910 раненых и больных, а также 5150 различных специалистов, курьеров и проч. (Прим.16*). По другим данным, с 24.11.42г по 02.02.43г, когда остатки 6-й армии сдались в Сталинграде, люфтваффе доставили в "котел" в общей сложности 8250 тонн пайков, топлива и боеприпасов. Средний показатель, таким образом, составил 114 тонн в день (Прим.1*). Минимально сталинградский "котел" требовал 610 тонн снабжения ежедневно, которое в январе 1943г снизились до 51 тонны. Количество ежедневных боевых вылетов никогда не превышало 150, в среднем - не более 70 вылетов в день Прим.4*). По другим данным, по воздуху доставлено 68,844 тыс. тонн грузов при минимальной суточной потребности 200 тонн (Прим.12*). Кроме того, по воздуху было эвакуировано 24 760 раненых, а также 5150 человек, занимавших различные посты, и технических специалистов - почти 30 тыс. человек, то есть 10% от числа окруженных. (Прим.1*). По другим данным, транспортным люфтваффе удалось вывезти из котла 35,4 тыс. раненых немецких военнослужащих из 96 тыс, находящихся в нем на момент окружения (Прим.12*)
- если в декабре 1942г для снабжения армии Паулюса имелось 240 Ju-52, 130 Не-111 и около 60 Ju-86, то уже на начало января 1943г было собрано со всей Германии почти 600 самолетов: 300 Ju-52, 200 Не-111, 60 Ju-88, 20 Fw-200 и 30 Не-177. Впоследствии были отправлены новейшие Ме-323, 64 буксировщика и 170 грузовых планеров типа DFS-230 и Гота Gо-242 Прим.2*) По другим данным, в распоряжении люфтваффе имелось 529 самолетов: 315 Ju-52, 181 Не-111 (переделанных), 20 Fw-200, 10 прототипов Не-177 и 1 Ju-290 (Прим.4*). В воздухе немцы потеряли 269 (266 - Прим.4*) Ju-52, 169 Не-111 (165 - Прим.5* и 4*), 42 Ju-88 (Прим.2* и 4*), 9 Fw-200 (Прим.2* и 4*), 5 Не-177 (Прим.2* и 4*) и 1 Ju-290 (Прим.2*). С учетом уничтоженных на земле самолетов общие потери составили 800 (более 1100 - Прим.4*) транспортных самолетов (Прим.2*). Согласно же распространенным данным, люфтваффе потеряли в ходе снабжения окруженного Сталинграда 488 самолетов (Прим.1* и 18*) или 490 самолетов (из них 266 Ju-52) (Прим.6* и 8*). Однако эти цифры, вероятно, учитывают как безвозвратные потери (сбитые, разбившиеся и тяжело поврежденные машины), так и машины, получившие небольшие повреждения и позднее восстановленные. Но в любом случае потери транспортного флота были огромны. Кроме того, погибли, пропали без вести и попали в плен около 1000 (Прим.18*) или свыше 1100 членов экипажей (Прим.1*)
- с ноября 1942г по март 1943г 14 Ме-323 "Гигант" летали между Европой и Африкой и доставили на плацдарм в Северной Африке 15 тыс. тонн грузов, в том числе 96 самоходных орудий и бронетранспортеров, 616 пушек, 360 грузовых автомобилей и тягачей, 42 РЛС, совершив 1200 самолето-вылетов (Прим.1*)
- общие потери в Северной Африке транспортной авиации люфтваффе и Реджиа Аэронаутики только за полгода с 08.11.42г, когда началась операция "Факел", до капитуляции 12.05.43г составили свыше 350 транспортных самолетов (Прим.1*)
- за 17 дней февраля 1944г для успешной деблокады в Черкасский "котел" (56 тыс. человек) было доставлено свыше 2000 тонн грузов (в среднем 120-140 тонн грузов в сутки), а оттуда было эвакуировано 2800 раненых. Транспортники совершили в общей сложности 1500 вылетов, потеряв при этом 32 Ju-52/З. Еще 113 машин получили те или иные повреждения, в основном от огня с земли и вследствие аварий (Прим.1*)
- в марте 1944г для успешной в итоге деблокады 07.04.44г (Прим.1* и 11*) каменец-подольского "котла" (9 танковых и 10 пехотных дивизий, а также несколько отдельных танковых и артиллерийских подразделений, общей численностью до 200 тыс. человек) было выделено 150 Ju-52, 100 Не-111 и еще около 50 самолетов разных типов. На сей раз транспортная авиация произвела около 8000 самолето-вылетов, доставив окруженным 4000 тонн грузов, то есть в среднем 200-250 тонн в сутки (Прим.1* и 16*)
- для снабжения по воздуху войск в корсуньском "котле" и прикрытия транспортных ма­шин в период 28.01-20.02.44г было задействовано 1536 самолетов, а именно: 832 Ju-52, 478 Hе-111, 58 истребите­лей FW-190 и 168 истребителей Bf-109. Всего за это время войскам было доставлено в общей сложности 2026,6 тонны грузов, в том числе 1247 тонн боеприпасов, 45,4 тонны продовольствия, 38,3 тонны медицин­ских инструментов и медикаментов и 695 кубометров горючего. Также был перевезен 121 солдат. Из котла было переброшено: 2188 раненых, из них 637 лежачих (тяжелораненых), 2,1 тонны оборудования (прежде всего специ­ального разведывательного оборудования) и 101 солдат (специа­листы и экипажи подбитых или вышедших из строя транспорт­ных средств). Общие потери после окончания операции составили 32 Ju-52, 13 Hе-111 и 5 Ме-109 (истребителей). Были подбиты, но вернулись 113 Ju-52 и Hе-111, а также 47 истребителей (Прим.10*). По немецким данным, всего за 17 дней ВТА люфтваффе выполнила 1500 вылетов в корсунь-шевченковский "котел", доставив окруженным более 2000 тонн различных грузов. Обратными рейсами было вывезено около 2400 больных и раненых, потеряв безвозвратно 32 Ju-52. Ещё 113 самолетов получили повреждения той или иной степени тяжести (Прим.16*)
- до 07.04.44г немецкая ВТА выполнила 255 вылетов на снабжение Ковеля и сбросила 270 тонн грузов (Прим.16*)
- к началу осады Бреслау (15.02-06.05.45г) население составляло около 80 тыс. жителей. Численность гарнизона Бреслау, по советским данным, с учетом формирований фольксштурма, составляла до 50 тыс. человек, а по немецким данным на 19.03.45г, военнослужащих вермахта насчитывалось около 40 тыс. человек, в том числе боевого состава не менее 16 тыс и 14,6 тыс. фольксштурма. Немцы в ходе осады также перебрасывали в город подкрепления по воздуху - так 28.02.45г планерами и Ju-52 на импровизированной посадочной полосе посреди городской улицы были высажены 2 батальона парашютистов. В общей сложности по "воздушному мосту" в Бреслау было доставлено около 3 тыс. тонн грузов, а обратными рейсами эвакуировано 6600 раненых. Около 1000 самолето-вылетов в "крепость" выполнили Ju-52, а 2200 самолето-вылетов совершили экипажи Не-111. По немецким данным, с 15.02 по 06.05.45г, потери ВТА, большей частью Ju-52, составили 165 машин. В это число входят как самолеты, сбитые советской ПВО, так и потерянные по другим причинам (Прим.16*). По другим данным, всего в осажденный Бреслау было выполнено 3200 самолето-вылетов, из которых 1000 пришлась на Ju-52/З и 2200 на Не-111. Было доставлено 5600 тонн грузов, в том числе 2600 Ju-52/З и 3000 Не-111 (Прим.1*). 160 транспортных самолетов потеряло люфтваффе за 84 дня советской осады Бреслау в 1945г (Прим.9*)
- 21.01-05.05.42г транспортное люфтваффе осуществляло снабжение по воздуху окруженной немецкой группировки (35 тыс. человек) в г.Холм Новгородской области, которая успешно вырвалась из "котла", потеряв при этом 1552 человека (Прим.11*), при этом самолеты типа Не-111 совершили 2122 вылета на сброс грузов, Ju-52/З стартовали в направлении Холма 91 раз, а также для снабжения окруженного гарнизона был использован 81 планер, из которых минимум 56 удачно приземлились в "крепости" (Прим.16*). Еще: всего в "котел" было доставлено 24303 тонн грузов и 15445 военнослужащих, из котла же было вывезено 22903 раненых (Прим.1*)
- в общей сложности с января 1942г до окончательной деблокады демянского "котла" (95-100 тыс. гарнизон (Прим.18*), при суточной потребности в 300 тонн грузов) в начале 1943г транспортники совершили 33086 самолето-вылетов. В течение этого периода было доставлено 64 844 тонны предметов снабжения и 30 500 военнослужащих, а обратно "на большую землю" эвакуировано 35 400 раненых или больных (Прим.1*), при этом было потеряно 265 транспортных самолетов (все потери составляли Ju-52 - Прим.6* и 8*) и 383 члена экипажей погибли, были ранены или пропали без вести (Прим.1*). По другим данным, всего за период существования Демянского плацдарма (с 20.02.42г 01.43г) немецкой ВТА было выполнено 32427 вылетов с грузом и 659 - с пассажирами на борту. За это время удалось на аэродромы в "котле" перевезти 64 844 тонны грузов и 30 500 человек личного состава. Обратными рейсами было вывезено 35 400 человек, в основном раненых и больных. В наиболее напряженный период, когда наземные коммуникации были полностью перерезаны (19.02-18.05.42г), авиация сделала 24 303 вылета в "котел", доставив 15 446 тонн (в среднем 273 тонны в сутки) грузов, вывезя 22 903 раненых. По данным немецких архивов было потеряно 116 машин (потеря свыше 60%): 104 Ju-52,10 Не-111 и 2 Ju-86. Кроме них в документах проходят 47 потерянных грузовых планеров, в большинстве уничтоженных самими же немцами (Прим.16*)
- 262 Ju-52 были потеряны во время успешной деблокады 100 тыс. немецкой группировки (6 немецких дивизий) в феврале 1942г в Дании, когда удалось их силами перевезти 22 тыс. тонн грузов, десантировано в котел 15,5 тыс. человек и вывезено из него более 20 тыс. раненых (Прим.5*)
- 220 самолетов немцы потеряли при захвате Крита, 119 из них транспортные (Прим.2*). По другим данным, потери составили 370 самолетов, в большинстве транспортные Ju-52 (Прим.4*). По другим данным, 272 Ju-52 составили потери только транспортных самолетов (Прим.8*)
- из Крыма в 1944г в основном транспортной авиацией было эвакуировано в Румынию до 100 тыс. румынских военнослужащих и 130 тыс. немцев (Прим.24*). Только 08.04-10.05.44г авиацией было перевезено Крыма 21 457 солдат, из них 16 387 раненных (Прим.10). По другим данным, всего свыше 21 500 человек были эвакуированы немцами из Крыма по воздуху, еще 121 тыс. были вывезены по морю (Прим.1*)
- несмотря на все усилия РККА помешать немецкой эвакуации, через Керченский пролив в Крым было переправлено 260 тыс. солдат, 70 тыс. лошадей, вся техника, артиллерия и запасы продовольствия. Оставить пришлось лишь фураж для лошадей (Прим.3*). По другим данным, с 07.09 по 09.10.43г с Таманского полуострова, преимущественно морем были вывезены подразделения 11 немецких и пяти румынских дивизий - почти 300 тыс. человек и 75 тыс. лошадей. Через Керченский пролив были переброшены 74 танка, 21 230 автомашин, 27 741 конных повозок, 1815 орудий и 115 477 тонн других грузов. Из этого числа на долю люфтваффе пришлось 15 661 военнослужащий и 1153 тонны грузов (Прим.16*)

ЕЩЕ НЕМНОГО О ЭФФЕКТИВНОЙ ЭВАКУАЦИИ ВОЙСК ВО 2МВ
- в плен к союзникам на Сицилии попало 122 204 чел., из которых около 118 700 были итальянцами. Немецкое командование смогло переправить в Южную Италию практически все свои части, бросив при этом на произвол судьбы итальянцев. Последние подразделения вермахта покинули остров в ночь с 16 на 17 августа, когда транспорт доставил на побережье Калабрии 413 немецких солдат, 35 грузови­ков, 34 88-мм зенитных орудия и один танк. Эвакуация немецких войск с Сицилии в Калабрию проходила в четыре этапа. Первый из них начался сразу же после высадки союзников на остров, когда в Южную Италию были выведены все не боевые части. Второй этап эвакуации начался во время наступления англо-американцев в рай­оне Палермо. Тогда были демонтированы и переброшены в Ита­лию все РЛС, находившиеся на острове. В начале августа началась третья фаза эвакуации немецких войск, в ходе которой в Калаб­рию через Мессинский пролив были переправлены около 13 тыс. человек, свыше 3 тыс. автомобилей и около 6 тыс. тонн боеприпасов, топлива и различного снаряжения. И, наконец, в ходе последнего, четвертого этапа, с 11 по 16 августа, с острова удалось эвакуировать около 26 тыс. солдат и офицеров, свыше 5 тыс. автомобилей и 48 танков (Прим.13*)
- к 01.11.43г советские войска заблокировали в Крыму 17-ю немецкую армию под командованием генерала Эннеке и 7 румынских дивизий. Всего с 12.04 по 12.05.44г не­мецкие и румынские транспортные самолеты, садившиеся по ночам на временных взлетно-посадочных полосах в районе Севастополя, эвакуировали оттуда 21457 человек, среди которых было 16387 раненых (Прим.10*,14*,16*). За это же время корабли немецкого и румынского флотов вывезли в г.Констанцу около 130 тыс. человек (Прим.14* і 10*), в т.ч. 36,5-39,9 тыс. румынских солдат и офицеров, 11358 гражданских лиц и 15391 т.н. "восточных добровольцев" (Прим.14*). Еще: общее число эвакуированных морем было значительно больше, но раненых флотом было вывезено почти столько же (9424 человека только с 12.04 по 08.05.44г и еще 6011 - за три последующих дня). Неясно, учтено ли в этих цифрах участие в "воздушном мосте" румын. Три отряда ВТА Румынии (105-й, 106-й и 107-й) вывезли из Крыма в апреле 1944г около 3000 раненых. Для снабжения почти 250 тыс. группировки 17-й армии требовалось подвозить не менее 1500 тонн различных грузов в день. Надо сказать, что ВМС противника на Черном море в общем и целом справились с этой сложной задачей (Прим.16*)
- в 1944-45гг в курляндском "котле" оказалось 33 дивизии, из которых немецкие ВМС смогли эвакуировать военнослужащих, которых хватило для формирования 12 дивизий (Прим.15*)
- в Норвегию в период с 09-30.04.1940г 582 военно-транспортными самолетами люфтваффе было выполнено 3018 полетов, при этом переправлены 21 батальон, 9 штабов и нескольких горнострелковых батарей (Прим.17*)

ПРИМЕЧАНИЯ:
(Прим.1*) - Д.Дегтев "Воздушные извозчики вермахта. Транспортная авиация люфтваффе 1939-45"
(Прим.2*) - С.Шунков "Самолеты Германии 2МВ"
(Прим.3*) - Б.Соколов "Мифическая война. Миражи второй мировой"
(Прим.4*) - М.Павелек "Люфтваффе 1939-45гг. Основные факты и цифры о ВВС Геринга"
(Прим.5*) - Д.Дональд "Боевые самолеты люфтваффе"
(Прим.6*) - Е.Ружицкий "Крылья люфтваффе. Часть 4. Хеншель - Юнкерс"
(Прим.7*) - Д.Кауфман "Фортификация Второй мировой войны 1939-45гг. Третий рейх"
(Прим.8*) - А.Харук "Все самолеты люфтваффе"
(Прим.9*) - Х.Фертен "В огне Восточного фронта. Воспоминания добровольца войск СС"
(Прим.10*) - А.Бухнер "Восточный фронт"
(Прим.11*) - К.Кузнецов "Планер, ставший самолетом" журнал "Моделист-конструктор" 4\2013
(Прим.12*) - И.Ковтун "Дивизия СС "Мертвая голова"
(Прим.13*) - М.Зефиров "Асы 2МВ. Союзники люфтваффе: Италия"
(Прим.14*) - М.Зефиров "Асы 2МВ. Союзники люфтваффе: Венгрия, Болгария, Румыния"
(Прим.15*) - Г.Уильямсон "СС - инструмент террора"
(Прим.16*) - А.Заблотский "Воздушные мосты Третьего рейха"
(Прим.17*) - В.Хубач "Захват Дании и Норвегии. Операция "Учение Везер"
(Прим.18*) - Э.Манштейн "Утерянные победы"