CОДЕРЖАНИЕ: 100 тем

>БЕЛОПОЛЬСКАЯ СПЕШКА 1920 ГОДА >БИТЬ НАПОЛЕОНА >БОИ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ ЯЗЫКОМ ЦИФР >БРОНЕТАНКОВАЯ СТАТИСТИКА ВТОРОЙ МИРОВОЙ >БТТ АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ >БТТ ГИТЛЕРОВСКОЙ ОСИ >БЫЛИ НЕ ГОТОВЫ К ВОЙНЕ? >БЫТЬ ВОЙНЕ >БЫТЬ ПО СЕМУ! >В ЖЕРНОВАХ НКВД >ВЕЛИКИЕ ОБО ВСЁМ И НИ О ЧЕМ >ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ В ЦИФРАХ >ВОЕННЫЙ БЫТ И БЫТИЁ >ВРАГ У ВОРОТ >ВТОРОЙ ФРОНТ ВТОРОЙ МИРОВОЙ >ВЫКРУТАСЫ ИСТОРИИ >ГЕОПОЛИТИКА ВВЕРХ НОГАМИ >ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ СОЮЗНЫХ БОМБАРДИРОВОК >ДЕНЕЖНО-ПРОДУКТОВАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ЖИЗНИ >ДО НЕПРИЛИЧИЯ СТРАННАЯ ВОЙНА >ДО ПОРЫ МОЛЧАЛИВАЯ СМЕРТЬ >ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ФАШИЗМУ >ЕЩЕ РАЗ О БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ >ЗА ВЗЯТИЕ БЕРЛИНА >ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ И СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ >ИЗ НЕ ДОЗРЕВШЕГО >ИНТЕРЕСНОЕ ИЗ МИРА ЕДЫ И НАПИТКОВ >ИСКУССТВУ-БЫТЬ! >ИСПАНСКАЯ ПРЕЛЮДИЯ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ >ИСТЕРИЯ БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ >ИСТОКИ КРАСНОГО ТЕРРОРА >КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ >КАТАСТРОФА ЧЕТВЕРТОГО ФЛОТА МИРА >КИТАЙСКИЙ NO PASARAN >КОМУ ВЕРИТЬ ИЛИ ПРАВДА О АФГАНИСТАНЕ >КРЫМСКАЯ ЭПОПЕЯ 1854-55 ГОДОВ >КТО ВОЕВАЛ ЗА АНГЛИЮ >КТО КОГО КОПИРОВАЛ? >КТО ПРЯЧЕТСЯ ЗА ПСЕВДОНИМОМ >КУРСКАЯ БИТВА БЕЗ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ШЕЛУХИ ("РУМЯНЦЕВ-КУТУЗОВ") >КУРСКАЯ БИТВА БЕЗ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ШЕЛУХИ ("ЦИТАДЕЛЬ") >ЛЕНД-ЛИЗ БЕЗ КУПЮР >ЛЕНИН-ПОРТРЕТ БЕЗ РЕТУШИ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О АВИАЦИИ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКЕ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О НАДВОДНОМ ФЛОТЕ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О ПОДВОДНОМ ФЛОТЕ >МАЛОУПОМИНАЕМОЕ О ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ >МАРШАЛ-МАРОДЕР ЖУКОВ >НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ВОЕННОПЛЕННЫХ В СССР >НЕ ВЕЛИКИЕ СТРАННОСТИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ >НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ >НЕВОЛЬНИЧЬЯ ПРАВДА >НЕИЗВЕСТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ >НЕИЗВЕСТНОЕ О ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЯХ >НЕМЕЦКИЙ ПЛЕН И ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД >НЕОПРАВДАННАЯ ВОЕННАЯ ЖЕСТОКОСТЬ >НЕПОКОРНАЯ ПОЛЬША >НЕУДОБНАЯ ИСТОРИЯ >НКВД ПЕРЕД ЛИЦОМ ЦИФР >О ФОРМЕ СНАРЯЖЕНИИ НАГРАДАХ И ЗНАКАХ ОТЛИЧИЯ >О ЧЕМ НЕ ПРИНЯТО ГОВОРИТЬ ИЛИ ЛИЦЕНЗИОННОЕ ВОРОВСТВО >ОСОБЕННАЯ СПАРТА >ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУХОНЬ >ОСТОРОЖНО ДЕЗИНФОРМАЦИЯ >ПАРАДОКСАЛЬНО НО ФАКТ >ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ >ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ИЛИ ПЕРЕМЕШИВАНИЕ? >ПЛЕН И ВСЕ ЧТО ЕГО КАСАЕТСЯ >ПО СМЕРТИ БЕЗ ПОКОЯ И ПОЧТЕНИЯ >ПОЛТАВСКАЯ БАТАЛИЯ БЕЗ ПРЕДВЗЯТОСТИ >ПОМОЩЬ СССР ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ >ПОСЛЕ БОРОДИНСКОГО ПОБОИЩА >ПОТЕРИ ФАШИСТОВ ДО НАПАДЕНИЯ НА СССР >РЫЦАРСТВО НЕ ОТ МИРА СЕГО >СКРЫТОЕ РАБСТВО В СССР >СПАСИТЕЛЬНЫЕ КРЫЛЬЯ ЛЮФТВАФФЕ >СТАЛИН-ЭТО ЛЕНИН СЕГОДНЯ >СТИМУЛЫ ВОЕВАТЬ ЛУЧШЕ >СТРАТЕГИЯ ВЫЖЖЕННОЙ ЗЕМЛИ >СТРЕЛКОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ >ТАНКОВОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПОД ПРОХОРОВКОЙ >ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ШТАМПЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ >ТРОФЕЙНОЕ ВООРУЖЕНИЕ НА СЛУЖБЕ РККА И ВЕРМАХТА >ТЯГЛОВАЯ СИЛА ВТОРОЙ МИРОВОЙ >УЧАСТИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В ВОЙСКАХ ГИТЛЕРА >ФАШИСТСКАЯ ПОМОЩЬ СССР >ФАШИСТСКИЙ ЛЕНД-ЛИЗ >ФИНСКАЯ ЗИМНЯЯ ВОЙНА >ХАЛХИН-ГОЛ И ХАСАН В ЦИФРАХ >ХИМИЯ ОТ ДЬЯВОЛА >ЦЕНА ПОБЕД-ПОРАЖЕНИЙ 2МВ >ЦЕРКВИ В СССР >ЧЕРНЫЕ МЕТКИ БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ >ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ДИСЦИПЛИНАРНОМ БАТАЛЬОНЕ >ЧТО НЕ ТАК С ЛЕДОВЫМ ПОБОИЩЕМ? >ШОУ ЯЧМЕННЫХ ЛЮДЕЙ >ЭКОНОМИКА ГЕРМАНИИ НАКАНУНЕ И ВО ВРЕМЯ 2МВ >ЭТИКЕТОМ ПО СТОЛУ

МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О НАДВОДНОМ ФЛОТЕ

24.02.2022 - последнее, в отличие от репостов, обновление темы
Новая информация выделяется красным, но не обязательно находится в начале темы
NB: активные ссылки на подобные этой темы: "Малоизвестные факты о подводном флоте"

- советские парусники "Товарищ" и "Г.Сєдов" - полученные по репарациям от побежденной Германии после 2МВ парусники "Gorch Fock-1" и "Kommodore Johnsen" соответственно
- при транспортировке грузов торговыми судами из Англии в СССР потери английского флота составили 2 легких крейсера, 5 эсминцев, 1 подводная лодка, 4 минных тральщика, 3 вооруженных траулера и 33 торговых судна (Из записки наркома внешней торговли СССР А.Микояна Й.Сталину и В.Молотову от 27.05.1944г)
- для операции "Ганнибал" (эвакуация мирного населения из Курляндии) немцами использовались такие гиганты, как лайнеры "Кап Аркона", однотипные "Вильгельм Густлофф" и "Роберт Лей", а также "Гамбург", "Ганза", "Дойчланд" и еще 7 пассажирских пароходов меньшего водоизмещения, 25 торговых судов и множество малых судов и барж и это только в начале эвакуации. Ежедневно использовалось 8000 тонн угля. Всего с 21.01-08.05.45г вывезено 1420000 беженцев и 500-600 тыс. раненых военнослужащих вермахта или суммарно 2022602 человека, что зафиксировал адмирал Дениц в своих мемуарах. Из 800 немецких судов было потоплено 245, при этом на них погибло около 33 тыс. человек - половина приходится на жертвы потопленных лайнеров "В.Густлофф" (погибло 4-9 тыс. беженцев), "Штойбен" (погибло 3500 раненых) и транспорт "Гойя" (погибло до 7 тыс. человек). Всего советские подводники во время операции "Ганнибал" потопили 10 транспортов и 4 военных корабля.
- английский эскортный авианосец 2МВ "Одесити" являлся переделанным немецким торговым судном "Ганновер", захваченным в феврале 1941г в качестве трофея в порту Санто-Доминго (Прим.57*)
- к началу 2МВ Англия имела 9 авианосцев и 6 строила, Франция - имела 2 и 2 строила, Германия лишь только приступила к постройке пары авианосцев "Граф Цеппелин" и "Петер Штрассер", которые так и не были построены. По генеральному плану строительства кригсмарине, принятому в январе 1939г, на 1947г Германия должна была построить 4 авианосца (Прим.56*)
- в феврале 1940г, во время захвата Германией Норвегии, люфтваффе по ошибке уничтожили 2 немецких эсминца (Прим.48*)
- за 10 лет, 1881-95гг, в России было спущено на воду 114 боевых кораблей, из них 17 броненосцев (общим водоизмещением 171 616 тонн), 10 броненосных и бронепалубных крейсеров (68 222 тонн), 14 броненосных и не броненосных канонерских лодок (20 599 тонн), 73 судна меньших рангов, из них 53 миноносца. К 1897г Черноморский флот имел 6 броненосцев, 4 крейсера и 22 миноносца. К 1898г ВМФ Российской империи стал третьим в Европе по числу боевых судов
- в 1917г российский ВМФ состоял из 561 боевого корабля и 549 вспомогательных судов: Балтийский флот - 302 боевых корабля и 270 вспомогательных судов, Черноморский флот - 105 боевых корабля и 203 вспомогательных судов, Флотилия Северного Ледовитого океана - 54 боевых корабля и 34 вспомогательных судна, Амурская флотилия - 34 боевых корабля и 13 вспомогательных судов, Каспийская флотилия - 2 канонерки и 10 вспомогательных судов (Прим.54*)
- с практически готового в 1942г к эксплуатации немецкого тяжелого крейсера "Зейдлиц" типа "Хиппер" (оставалось только установить зенитную артиллерию, мачты и некоторые приборы) весной 1943г были сняты артиллерийские башни и большинство надстроек с целью переоборудовать корабль в авианосец, в дальнейшем переоборудование было заморожено, а недостроенный корпус в декабре 1944г был превращен в плавучий склад, а затем, 29.01.45г затонул в бухте Кенигсберга в результате подрыва немецкими саперами, чтобы не стать трофеем наступавших советских войск
- на Черноморском флоте РККФ в годы ВОВ от подрыва на собственных минах погибли эсминцы "Смышленый", "Дзержинский", 2 сторожевых катера, торпедный катер, гидрографическое судно, буксир, 2 сейнера, 3 транспорта, танкер, паровые шхуны и баржа. Помимо этого эсминец "Совершенный" и 2 транспорта получили большие повреждения (Прим.51*)
- из заказанных в годы 2МВ кригсмарине 1072 (с деревянным корпусом) универсальных катеров KFK ("военный рыболовный катер") было построено 610 единиц, 199 из которых погибли, а по репарациям, 147 достались СССР, 156 - США и 52 - Англии (Прим.40*)
- 393 десантных паромов-катамаранов "Siebel" немцами было построено во 2МВ (Прим.40*)
- штабной корабль кригсмарине "Hela", после того, как по репарациям достался СССР, использовался до 2007г в качестве яхты главнокомандующего ВМФ на Черном море (Прим.40*)
- 321 торпедный катер Г-5 всего был выпущен в СССР в 1937-44гг (Прим.46*)
- итоги Цусимы: из 38 российских кораблей 22 (4 - новейших) погибли, 7 захвачено в плен, 6 интернированы в нейтральных портах, 2 достигли Владивостока, 1 пропал без вести против 3 погибших в бою японских миноносцев. Более 4 тыс. российских моряков погибли или утонули, а 6 тыс. попали в плен против 116 погибших и 538 раненых японцев (Прим.44*). По другим данным, из 38 российских кораблей 21 погибли, 7 (2 эскадренных броненосца, 2 броненосца береговой обороны и 1 эсминец) захвачено в плен, 6 интернированы в нейтральных портах, 3 прорвались во Владивосток и только 1 достиг родных берегов. 5044 российских моряков погибли или утонули, а 225 офицеров и 5670 матросов попали в плен против 83 погибших и 367 раненых японцев (Прим.50*)
- вплоть до 1885г все вновь построенные военные парусники российского флота на Балтике, из-за мелководья Финского залива, из дельты Невы в течении 150 лет доводились на понтонах-камелях или в плавдоках до более глубоководного Кронштадта, где и происходила их окончательная достройка и оснащение (Прим.43*)
- очень многие корабли Азовского флота России, построенные в 1694-1711гг на верфях Воронежа и Таврова для войны с Турцией, до моря так никогда и не дошли и были разобраны на хозяйственные нужды. Попытки доставки отдельных из них по Дону до Азова на расстояние в 1000 км. с помощью камелей (специально построенных для этого плоскодонных кораблей-понтонов) оказались не менее затратными, так как данные камели использовать хотя бы еще раз не имелось никакой возможности и их также приходилось разбирать (Прим.43*)
- объединенный антироссийский флот в Крымскую войну насчитывал 33 корабля, 17 фрегатов, 39 военных пароходов и 300 транспортов (Прим.41*)
- в 1853г, за два года до начала Крымской войны, черноморский флот России состоял из 14 линейных кораблей, 6 фрегатов, 4 корветов, 12 бригов, 32 транспортов, 7 пароходов-фрегатов и 24 малых пароходов, что в сумме давало около 2600 орудий (Прим.42*)
- в 1855г, бухте под Севастополем было затоплено 91 боевой корабль и судно Черноморского флота, из них 4 120-пушечных корабля, 11 84-пушечных кораблей, 7 44-54-пушечных фрегатов, 4 18-20-пушечных корветов, 10 10-20 пушечных бригов, 4 16-пушечных шхуны, 5 10-12-пушечных тендеров, 1 10-пушечная яхта, 6 пароходо-фрегатов, 3 парохода, 10 транспортов, 24 бота и по одной паровой землечерпалке и плавучему маяку (Прим.41*)
- в 1878-1917гг Россия ввела в состав своего ВМФ 95 кораблей и судов американской постройки (Прим.33*)
- к концу 1917г в составе Балтийского Флота находилось 5 канонерок: "Бобр", "Сивуч", "Хивинец", "Храбрый" и "Грозящий", но лишь одну большевикам удалось сохранить для РККА (Прим.30*)
- из последней судостроительной царской программы на 1909-1914гг по постройке 8 линкоров, 4 тяжелых и 8 легких крейсеров СССР поставил в строй 3 линкора и 3 легких крейсера (2 из них переоборудованы в танкеры), остальные корабли были разобраны на металл или, как 3 из них, проданы в Германию в качестве лома (Прим.28*)
- по англо-немецкому морскому соглашению от 18.06.35г Германии было предоставлено право на увеличение своего военно-морского флота до 35% водоизмещения флота Великобритании (Прим.27* и 11*) и было разрешено иметь 5 линкоров, 2 авианосца и 45 подводных лодок (Прим.11*)
- созданные за казенный счет и на добровольные пожертвования корабли российского Добровольного флота (74 парохода только в 1903г водоизмещением от 900 до 15000 тонн каждый) в мирное время перевозили грузы и пассажиров, а в военное время соответственно вооружались, становясь вспомогательными крейсерами, и должны были заниматься рейдерством на коммуникациях врага (Прим.26*)
- Россия, в отличие от Японии, c 1903г и до окончания войны с ней же в 1905г, категорически отказывалась от многочисленных предложений других стран купить у них только что построенные, уже готовые к эксплуатации или находящиеся в стадии достройки броненосцы и крейсера только из-за желания строить эти типы кораблей на своих собственных верфях (Прим.26*)
- сторожевые корабли "Киров" и "Дзержинский" были построены на верфи "Ансальдо" (Италия) для СССР в 1934г (Прим.25*)
- по условиям французской капитуляции ее атлантическое побережье переходило под немецкий контроль, а французские корабли должны были быть демобилизованы и разоружены во французских портах средиземноморского побережья под немецким и итальянским контролем (Прим.25*)
- если в начале 2МВ канадский ВМФ состоял из 6 миноносцев и 2 тыс. военнослужащих, то к концу войны - 400 кораблей и 90 тыс. военнослужащих (Прим.24)
- 1300 судов уничтожили советские военные моряки в годы 2МВ (Прим.20*), из них 192 на счету Черноморского флота (Прим.47*)
- при разделе надводного кригсмарине в 1945г СССР получил 155 боевых кораблей (из них легкий крейсер "Нюрнберг", 8 эсминцев и 4 новых миноносца), 501 вспомогательное судно. Англии досталось 149 боевых кораблей (среди них 8 эсминцев и 4 миноносца) и 397 вспомогательных судов. США получили 149 боевых кораблей (среди них тяжелый крейсер "Принц Ойген", 2 эсминца и 4 миноносца) и 441 вспомогательное судно. Англия и США по доброй воле поделились своими частями с Францией, Данией и Норвегией (Прим.23*)
- большинство из переживших 2МВ немецких тральщиков было поделено между союзниками: 48 - США, 45 - СССР, 25 - Дании, 11 - Англии, 8 - Голландии и 4 - Норвегии (Прим.12*)
- полученные СССР от Германии по репарации линкор "Шлезвиг", авианосец "Цеппелин", тяжелый крейсер "Лютцов" были просто затоплены, а не разделаны на лом или использованы в качестве мишеней (Прим.9*). По другим данным, линкор "Шлезвиг-Гольштейн" был поднят СССР весной 1946г в немецком Готенгафене, отбуксирован в Таллин и 25.06.47г затоплен в Финском заливе (Прим.40*)
- Италия после 2МВ по репарациям передала СССР следующие корабли: линкор "Giuilio Cesare" ("Новороссийск"), крейсер "Duka d`Aosta" ("Керчь"), эсминец "Animoso" ("Ладный"), эсминец "Fuciliere" ("Легкий") (Прим.16*,25*), эсминец "Fortunale" ("Летный"), эсминец "Regina Maria" ("Летучий"), эсминец "Regele "Ferdinand" ("Лихой"), эсминец "Artigliere" ("Ловкий") (Прим.16*,25*), эсминец "Ardimentoso" ("Лютый") - все они вошли в состав ЧФ (Прим.25*) и еще какой-то ех-"Аугусто Риботи" (Прим.16*). По другим данным, в результате послевоенного раздела итальянского флота, проведенной представителями четырех держав - Великобритании, США, СССР и Франции, СССР получал по репарациям 45 кораблей и вспомогательных судов, включая линейный корабль, легкий крейсер, по три эсминца и миноносца, две подводные лодки, десять торпедных катеров, три сторожевых катера и т.д (Прим.16*)
- неудача Прутского похода Петра-I погубила Азовский флот: после сдачи туркам Азова 3 корабля и 20 мелких судов отвели из Азова к Черкасску, где они были сломаны в 1714г, корабль "Шпага" за ветхостью сожгли, корабли "Гото Предесценция" и "Ласточка", шнявы "Мункер" и "Лизет" сначала хотели провести вокруг Европы, а затем продали Турции. С 1712 по 1727гг были разобраны и все корабли, стоявшие на стапелях в Таврове. Так закончил свое существование Азовский флот, в составе которого было почти 500 судов различных классов и типов, в том числе 35 двухпалубных и 48 однопалубных кораблей, 23 фрегата, 7 шняв, 10 бомбардирских судов, 9 брандеров, 11 яхт, 10 галиотов, 200 бригантин, 70 палубных ботов, 1 тартана, 4 качи и 70 больших лодок (Прим.22*)
- первая правительственная яхта - теплоход "М.Горький" была построена по личному указанию Сталина в 1934г: длина - 68м, ширина - 7,6м, осадка - 1,7м, мощность дизеля 42-Б-6 - 1100л\с, скорость хода - 16,2 узла (Прим.21*)
- личная яхта последнего российского царя "Штандарт" в ВОВ пребывала минным тральщиком "Ока" и была окончательно списана на слом в начале 60-х годов 20 века (Прим.26*)
- в 1937г для четырех строящихся советских линкоров типа "Советский Союз" была создана 406 мм пушка Б-37, 1105 кг снаряд которой разгонялся в стволе до скорости 830м\сек (Прим.8*)
- в 1940г в постройке находились: линкор "Советская Россия" (завод №402 в г.Молотовске), линкор "Советская Украина" (завод №198 в г.Николаеве), линкор "Советская Беларусь" (завод №402 в г.Молотовске), линкор "Советский Союз" (завод №189 в г.Ленинграде), тяжелый крейсер "Кронштадт" (завод №194 в Ленинграде), тяжелый крейсер "Севастополь" (завод №200 в г.Николаеве)(Прим.14*)
- с осени 1939г по 22.06.1941г в СССР было введено в строй 480 новых военных кораблей: из них 4 крейсера, 54 подводных лодки, 30 эсминцев (Прим.17*)
- к 22.06.41г ВМФ СССР состоял из более 500 боевых кораблей и катеров, 218 подводных лодок, более 2,5 тыс. боевых самолетов и 2000 орудий береговой и зенитной артиллерии (Прим.51*). По другим данным, общее количество советских военных кораблей накануне ВОВ достигло 940 единиц (Прим.20*)
- к концу 1946г планировалось построить для советского ВМФ 16 линкоров, 16 линейных крейсеров, 28 легких крейсеров, 2 авианосца, 20 лидеров, 144 эсминца, 96 сторожевиков, 204 тральщика и 408 подводных лодок (Прим.51*,14*). Корпуса будущих кораблей стали закладывать в 1938г (Прим.14*)
- к началу ВОВ в постройке находилось 219 боевых кораблей: 3 линкора, 3 тяжелых крейсера, 9 крейсеров, 47 лидеров и эсминцев и 91 подводная лодка (Прим.51*)
- петровский флот строился из невыдержанного леса и за 15 лет весь сгнил (Прим.2*)
- на начало 2МВ кригсмарине состояли из: 2 линкора ("Тирпиц" и в постройке "Бисмарк"), 2 линейных крейсера и 3 "карманных" линкора, 20 эсминцев и 2 тяжелых крейсеров в достройке, 57 подводных лодок (Прим.4*) По другим данным, на это время Германия имела: 4 линкора (из них 2 старых, учебных), три броненосца ("Адмирал фон Шпее", "Дойчланд"), тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер", 6 легких крейсеров, 22 эсминца, 15 миноносцев, 10 эскортных кораблей, 2 минных заградителя, около 60 тральщиков и катеров тральщиков, 20 торпедных катеров и 57 подводных лодок. В постройке находились 2 авианосца (кроме "Цеппелина" тяжелый крейсер "Зейдлиц" с осени 1942г переоборудовался в авианосец, но 29.01.45г в недостроенном виде был затоплен в Кенигсберге - Прим.45*), 4 линкора, 4 тяжелых крейсера, около 10 эсминцев и миноносцев, до 20 торпедных катеров и несколько десятков подводных лодок (Прим.35*)
- на начало 2МВ флот Англии и Франции состоял из: 120 подводных лодок, 22 линейных кораблей, 4 линейных крейсеров, 7 авианосцев, 25 тяжелых и 53 легких крейсеров, около 50 эсминцев (Прим.4*)
- в США во время 2МВ транспортные суда типа "Либерти" проводились по единому проекту и строились поточным методом. Рекорд скорости изготовления одного судна составил 111 часов
- немцы согласно плану 1939г по развитию кригсмарине намеревались иметь к 1944г 6 суперлинкоров водоизмещением 56000 тонн, 3 линейных крейсера водоизмещением 32000 тонн, 2 авианосца, 5 тяжелых крейсеров, 4 легких крейсера, 47 эсминцев, 54 миноносца и 229 подводных лодок различных типов (Прим.11*)
- единственный немецкий авианосец 2МВ "Граф Цеппелин" (небольшой по вместимости: на 42 самолета - 12 истребителей и 30 пикировщиков) так и не был принят в строй (Прим.15* и 5*). Достройка спущенного на воду в 1938г "Графа Цеппелина" в январе 1943г была окончательно (при 92% готовности) прекращена, 25.04.45г немцы затопили его на мелководье, а летом 1945г он был поднят аварийно-спасательной службой Балтийского флота и через два года, в качестве мишени, уничтожен (Прим.31*), был торпедирован в 1947г во время учений на Балтике эсминцем "Славный" и ТК-503 (Прим.40*)
- США по ленд-лизу поставил в СССР за годы войны: 281 военный корабль, 128 транспортов, 3 ледокола (Прим.17*)
- ВМФ Италии на июнь 1940г: 6 линкоров "Джулио Чезаре", "Литторио", "Витторио Венето", "Кайо Дуилио" (поврежденный англичанами, 11.11.40г выбросился на берег - Прим.29*), "Андреа Дориа", "Конте ди Кавур" (потоплен англичанами 11.11.40г - Прим.29*), 8 тяжелых крейсеров ("Пола", "Фиуме", "Зара" - 28.03.1941 были потоплены англичанами - Прим.29*), "Эудженио ди Савойя"), 14 легких крейсеров, 128 эсминцев, 115 подводных лодок и 62 торпедных катера, 75000 личного состава. Строились: линкор "Рома" (потоплен немцами в 1943г) и "Имперо" (недостроенный был затоплен немцами)
- Северный флот СССР на 22.06.41г: 9 эсминцев ("Урицкий", "Стремительный" (потоплен немцами в 1941г), "Грозный", "Громкий", "Гремящий", "Сокрушительный" (потоплен миной 22.11.42г), "Разумный", "В.Куйбышев"); 7 сторожевиков, 15 подлодок, 2 тральщика, 14 малых охотников МО-4 (Прим.38* та 49*). В июне-августе 1941г были переоборудованы из гражданских судов 31 сторожевой корабль, 35 тральщиков, 4 минных заградителя, 26 сторожевых катеров и 30 катерных тральщиков. В 1942г союзники по ленд-лизу передали Северному флоту 7 тральщиков типа "ТАМ" и 5 типа "ММС", а в 1943г - еще 10 кораблей типа "АМ". В это же время тралением помогали заниматься и 6 английских тральщиков (Прим.38*)
- Черноморский флот СССР на 22.06.1941г: 1 линкор ("Парижская коммуна"); 5 крейсеров ("Ворошилов", "Молотов", старые крейсера "Красный Кавказ", "Красный Крым", "Червона Украина" (потоплен 11.1941г); 3 лидера ("Ташкент", "Москва" (ошибочно потоплен советской лодкой Ш-206 26.06.41г), "Харьков" (потоплен немцами в 1944г); 13 эсминцев ("Совершенный" (потоплен), "Беспощадный" (потоплен немцами в 1944г), "Бодрый", "Свободный", "Незаможник", "Шаумян", "Железняков", "Безупречный" (потоплен 26.06.1842г), "Бдительный" (потоплен 02.07.1943г), "Сообразительный", "Быстрый" (захвачен немцами 01.07.1941г), "Способный" (потоплен немцами в 1944г), "Фрунзе" (потоплен немцами 21.09.1941г), 84 (78 - Прим.34*) торпедных катера, 47 подводных лодок. По официальным советским данным, ЧФ на 22.06.41г: линкор "Парижская коммуна", 6 крейсеров (5 - современных и 1 - устаревший), 16 лидеров и эскадренных миноносцев, 44 (47 - Прим.53*) подлодки, более 625 (632 - Прим.52*) самолетов, около 150 кораблей иных классов (2 сторожевых корабля, 84 торпедных катера, а также канонерские лодки - Прим.53*, 200 орудий береговой и зенитной артиллерии (Прим.51*). Сравните с данными К.Деница (Прим.2*): 1 линкор, 1 тяжёлый крейсер, 5 легких крейсеров, 10-12 эсминцев, 6 миноносцев, 30 подводных лодок, 50 канонерок, 3 флотилии торпедных катеров, большое количество вооруженных мотоботов
- на начало ВОВ советская Дунайская речная флотилия по силам и средствам превосходила ВМФ Румынии (Прим.32*). С началом ВОВ в состав Дунайской флотилии было передано 2 дивизиона сторожевых кораблей Морской пограничной охраны НКВД на Черном море: вилковский дивизион: 4 сторожевых катера МО-2, катера ЗК (количество не указано), до 20 катеров К-ЗИС; килийский дивизион (количество не указано): катера ПС-3 и К-ЗИС, посыльные суда ЗК и КМ (Прим.34*)
- к началу ВОВ румынский ВМФ состоял из 7 эсминцев и миноносцев, подводной лодки, 2 вспомогательных крейсеров, а также 19 кораблей других классов - канонерских лодок, сторожевых, торпедных и минных катеров. К военным действиям также привлекалась румынская Дунайская речная флотилия (Прим.55*). По другим данным, флот Румынии в годы войны: 4 эсминца: "Налука", "Марэшти", "Р.Фердинанд", "Реджина Мария" и 3 миноносца почтенного возраста типа "Марасэшти", 3 канонёрки, 1 подводная лодка (Прим.1* та 32*), с 1944г ещё 2 подлодки "Ретикул" и "Марсуинул", плавбаза "Констанца", 7 торпедных катеров, 2 минных заградителя, 3 охотника за подлодками, вспомогательный крейсер "Дачия"
- немецкие силы на Чёрном море: 15 моторных тральщиков, 13 торпедных катеров, 3 малые подлодки, 15 охотников за подлодками. По другим данным, сухопутно-речным способом немцы перебросили 50 самоходных паромов типа "Зибель", 23 катерных тральщика, 30 торпедных катеров, 6 малых подводных лодок и других мелких плавсредств общим водоизмещением 40 тыс. тонн (Прим.37*)
- итальянские силы на Черном море на март 1942г: 6 сверхмалых подводных лодок (одна затонула), 5 сверхмалых торпедных катеров, 10 торпедных катеров, 5 взрывающихся катеров-брандеров. Зимой 1942-43гг катера и брандеры были возвращены в Италию (Прим.6*)
- за годы ВОВ ни один советский линкор или крейсер ни разу не стрелял по вражеским кораблям. Советские эсминцы в 1941-45гг 3 раза применили торпедное оружие и 6-7 раз артиллерию - в результате ни одна торпеда не попала в цель и ни один корабль не был потоплен (Прим.7*)
- к началу войны СССР имел 3 устаревших линкора "Октябрьская революция", "Марат", "Парижская коммуна", 7 крейсеров: 4 новые - "Киров", "Ворошилов", "Максим Горький", "Молотов", 3 старые - "Красный Кавказ", "Красный Крым", "Червона Украина", 2 учебных крейсера и 59 эсминцев (47, из которых 30 новой постройки 1938-41гг - Прим.39*) (Прим.7*)
- накануне войны в состав Балтийского флота входили: линкоры "Марат" и "Октябрьская революция", крейсера "Киров" и "Максим Горький", лидеры "Минск" и "Ленинград", 21 эсминец, 7 сторожевиков, 2 канонерки, 4 минзага, 44 катера и охотника за подлодками (Прим.45*)
- в начале войны советскими моряками установкой 10 тыс. мин был перекрыт Финский залив, что позволило немцам запереть Балтийский флот до 1944г (на сентябрь 1941г в районе Кронштадта - Ленинграда находились следующие советские корабли: 2 линкора, 2 крейсера, 2 лидера, 11 эсминцев, 42 подводных лодки, 12 заградителей, 9 канонерок, 52 тральщика, 38 торпедных катеров, не считая не введенных в строй и строящихся (Прим.11*). По другим данным, в Ленинграде оказались запертыми почти до конца ВОВ 2 устаревших линкора, 1 крейсер, 11 эсминцев, 60 подводных лодок и 40 торпедных катеров (Прим.45). На Черном море аналогично было выставлено 8 тыс. мин у входов в крымские порты, что привело к гибели 5 советских транспортов и одного танкера (Прим.7*)
- немцами было уничтожено 44 единицы советских плавсредств во время блокады Ленинграда, среди них крейсер "Петропавловск", учебный крейсер "Аврора", броненосец береговой охраны "Смерч", недостроенный крейсер "Бутаков", эсминец "Стерегущий", тральщик, 2 торпедных катера, 3 подводные лодки (Прим.3*)
- в обмен за 50 эсминцев и 10 эскортных кораблей (Прим.4*) Англия отдала США пять колоний в Вест-Индии, а также 3 военно-морских базы и авиабазы в Ньюфаундленде, Бермудах и Гайане в долгосрочную аренду.
- Япония в 1905г потратила 1 млн. иен на подъем с мелководья крейсера "Варяг" и продала его в 1917г России за 3,5 млн. иен. За броненосец "Пересвет" Россия заплатила Японии в 1916г 7 млн. иен золотом. Также Россией был выкуплен у Японии броненосец "Полтава" (Прим.18*,36*)
- военные парусные корабли России редко служили более 10 лет, что в три раза было меньше продолжительности "жизни" европейских военных кораблей того времени
- еще в 1828г русские корабли, прибывающие в Петербург, уже не возвращались к местам своего отправления, а обыкновенно покупались торговцами лесом или городскими обывателями на слом. Служило судно 1-2 рейса. В конце навигации судно продавали на дрова, на вырученные деньги судоводители покупали сани и возвращались домой по санному пути (Прим.19*)
- расход боезапаса на одну потопленную единицу противника: авиация - 2,7 торпеды и 10,7 тонн бомб, подводные лодки - 8 торпед (Прим.9*)
- количество потерянных ударных единиц, приходящихся на один потопленный боевой надводный корабль, вспомогательное судно или транспорт: 2,1 самолет или 0,4 - 0,5 подводной лодки (Прим.9*)
- корабли, переданные в 1944г англичанами в счет передела интернированного итальянского флота (в скобках - наименование корабля в ВМФ СССР) эсминец "Черчиль" ("Деятельный"), "Челси" ("Дерзкий"), "Ричмонд" ("Живучий"), "Лемингтон" ("Жгучий"), "Ротсбург" ("Доблестный"), "Брайтон" ("Жаркий"), "Сент-Елбанс" ("Достойный") , "Линкольн" ("Дружный"), "Джоржтаун" (бывший американский "Меддокс") - это "Жесткий", переданный в аренду (до окончательного решения о выделении доли в переделе итальянского флота) американский крейсер "Милуоки" ("Мурманск"), в августе 1944г из Англии пришли 20 больших охотников (Прим.10*)
- флот НКВД на 22.06.1941г 75 охотников за подводными лодками типа "МО" (Прим.12*)
- военные флотилии в годы войны в составе ВМФ СССР: Азовская (на 07.41г - 3 канонерки, 8 сторожевых кораблей-тральщиков, 8 сторожевых катеров-тральщиков, с 09.41г - дополнительно: 4 канонерки, 8 речных сторожевых катера, с 28.07.42г - 4 канонерки, 3 - речных канонерок, 1 миноносец, 3 сторожевых катера-корвета, 4 бронекатера, 7 торпедных катеров, 56 сторожевых катеров, 12 катеров-тральщиков), Амурская (на 08.08.45г - 8 миноносцев, 11 канонерок, 52 бронекатера, 12 тральщиков, 36 катеров-тральщиков, 7 минометных катеров), Беломорская (на 08.41г - 3 эсминца, 2 минных заградителя, 17 сторожевых кораблей-корветов, 20 тральщиков, 35 сторожевых катеров, 15 катеров-тральщиков, 5 речных тральщиков, 19 вспомогательных судов), Волжская (на 10.41г - 7 канонерок, 14 бронекатеров, 33 катера-тральщика, 2 зенитных плавучих батарей, 2 вспомогательных судна), Днепровская (Прим.5*) - 2 канонерки "Кремль", "Верный", монитор "Ростовцев"), Дунайская (на 22.06.41г - 5 миноносцев, 22 бронекатера, 7 катеров-тральщиков, 30 сторожевых катеров, 6 полуглиссеров), Ильменская (на 07.41г - 3 канонерки, 9 катеров разного назначения), Каспийская (на 07.41г - 5 канонерок, 1 сторожевой катер, 3 торпедных катеров, на середину 42г - 6 канонерок, 3 зенитных плавучих батарей, 3 сторожевых корабля, 15 сторожевых катеров, 2 тральщика, 1 минный заградитель, 3 торпедных катера), Ладожская (на 08.1941г - 66 кораблей и катеров: 8 канонерок, 2 сторожевых корабля-корвета, 2 бронекатера, 4 охотника за подлодками, 11 тральщиков, 12 катеров-тральщиков), Пинская (на 22.06.41г - 7 миноносцев, 8 канонерок, 15 бронекатеров, 1 минный заградитель, 8 сторожевых кораблей-корветов, 4 тральщика, 10 бронекатеров, с началом войны - дополнительно 18 кораблей и катеров), Онежская (на 08.1941г - 8 канонерок, на 04.1942г - 6 канонерок, 8 бронекатеров, 7 сторожевых катеров-тральщиков, 4 полуглиссера, 1 штабной корабль), Чудская (на 22.06.41г - 6 вооруженных пароходов, 1 госпитальное судно, 1 корабль связи, 3 канонерки, 1 посыльное судно, 7 озерных и речных пароходов, 13 моторных катеров), Северо-Тихоокеанская (на 08.08.45г - 17 подвозных лодок, 1 сторожевой корабль-корвет, 4 канонерок, 7 тральщиков, 49 торпедных катеров, 24 сторожевых катера, 4 катеров-тральщиков) (Прим.13*)
- 5150 транспортов союзников были потеряны в 1939-45гг, из них 2232 судна были потеряны в Северной Атлантике. Всего за годы войны только немецкие подводные лодки потопили около 3000 союзных судов водоизмещением около 14,5 миллиона тонн, а также 178 военных кораблей и 11 вспомогательных крейсеров (Прим.25*)

ПРИМЕЧАНИЯ:
(Прим.1*) - В.Алексеенко "Пара беллум"
(Прим.2*) - С.Павленко "Птенцы гнезда Петрова" журнал "Наука и техника" 6\2006
(Прим.3*) - А.Широкорад "Бог войны третьего рейха"
(Прим.4*) - Г.Дрожжин "Асы и пропаганда. Мифы подводной войны"
(Прим.5*) - А.Клинге "Юнкерс-87. Штука в бою"
(Прим.6*) - А.Тарас "Подводные лодки второй мировой войны 1939-1945гг".
(Прим.7*) - А.Широкорад "Флот, который уничтожил Хрущев"
(Прим.8*) - И.Боечин "Потомки шпиронов и катапульт" журнал "Техника-молодежи" 12\2011
(Прим.9*) - В.Кузин "Военно - морской флот в 1945-1941гг"
(Прим.10*) - В.Щедролосев "Эскадренный миноносец "Деятельный" журнал "Мидель-Шпангоут" 2\2001
(Прим.11*) - Д.Кауфман "Фортификация Второй мировой войны 1939-1945. Третий рейх"
(Прим.12*) - Х.Сотерас "Сангаль" - неизвестный "раумбот", сборник "Морская Кампания" 2\2011
(Прим.13*) - А.Перегонцев "Корабли второй мировой войны 1939-1945гг, часть 1 "Корабли военно-морских флотов стран антигитлеровской коалиции"
(Прим.14*) - И.Бунич "Гроза" Кровавые игры диктаторов"
(Прим.15*) - Б.Соколов "Мифическая война. Миражи второй мировой"
(Прим.16*) - С.Патянин "Итальянские эсминцы в советском флоте", журнал "Арсенал-коллекция" 3\2014
(Прим.17*) - Л.Семененко "Великая Отечественная война. Как это было"
(Прим.18*) - В.Крестьянинов "Эскадренные броненосцы типа "Пересвет" "Мидель-шпангоут" 12бисА\2011
(Прим.19*) - А.Мартыненко "Зверь на престоле или правда о царстве Петра Великого"
(Прим.20*) - Г.Дрожжин "Асы и пропаганда. Мифы подводной войны"
(Прим.21*) - В.Шитарев "Последний рейс?" журнал "Техника - молодежи" 2\2000
(Прим.22*) - А.Широкорад "Турция. Пять веков противостояния"
(Прим.23*) - И.Боечин "Флот по жребию из фуражки Майлса" журнал "Техника-молодежи" 7\2000
(Прим.24*) - Д.Макинтайр "Истребитель подводных лодок"
(Прим.25*) - А.Широкорад "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-45гг"
(Прим.26*) - А.Широкорад "Россия-Англия: Неизвестная война 1857-1907гг"
(Прим.27*) - В.Шунков "Самолеты Германии 2МВ"
(Прим.28*) - М.Маслов "Корабельные самолеты-разведчики СССР"
(Прим.29*) - В.Кравченко "Бомбардировщики-торпедоносцы Фэйри Барракуда"
(Прим.30*) - А.Царьков "Канонерская лодка "Красное знамя" журнал "Оружие" 10\2010
(Прим.31*) - Ю.Каторин "Авианосцы"
(Прим.32*) - И.Мощанский "Города-крепости"
(Прим.33*) - А.Аксенов "Система ВИС: главзагран, спотэкзак и другие" журнал "Братишка" 5\2013
(Прим.34*) - А.Шикорорад "На чужой территории - малой кровью" журнал "Братишка" 5\2013
(Прим.35*) - Е.Кобчиков "Кораблестроение и военно-морская теория Германии в 1920-45гг" сборник "Гангут" 9\1995
(Прим.36*) - К.Губер "Эскадренные броненосцы Балтийского флота"
(Прим.37*) - В.Бильдин "Переброска немецких подводных лодок в Черное море" сборник "Гангут" 10\1995
(Прим.38*) - В.Щедролосев "Конвойные операции эсминцев Северного флота в ВОВ" сборник "Гангут" 9\1995
(Прим.39*) - А.Платонов "Эскадренный миноносец "Сторожевой" сборник "Гангут" 9\1995
(Прим.40*) - С.Патянин "ВМФ Гитлера. Полная энциклопедия кригсмарине"
(Прим.41*) - Г.Гребенщикова "Постскриптум к Крымской войне" журнал "Гангут" 23\1995
(Прим.42*) - М.Михайлов "Фрегаты, крейсера, линейные корабли"
(Прим.43*) - Ю.Жутяев "Камели в российском судостроении" журнал "Гангут" №44
(Прим.44*) - Д.Ховарт "Дредноуты"
(Прим.45*) - Д.Портер "Кригсмарине. 1935-45"
(Прим.46*) - сборник "Солдаты ВОВ: матрос гвардейских частей ВМФ"
(Прим.47*) - И.Морозова "Освобождение Крыма" журнал "Калашников" 2\2014
(Прим.48*) - В.Хубач "Захват Дании и Норвегии. Операция "Учение Везер"
(Прим.49*) - сборник "100 битв, что изменили мир: операция "Серебряная лисица" №171
(Прим.50*) - сборник "Досье Коллекция. Первая Мировая. ВМФ" Спецвыпуск №42
(Прим.51*) - О.Грейгъ "Сталин мог ударить первым"
(Прим.52*) - журнал "Морской сборник" 5\2005
(Прим.53*) - М.Сургучев "Корабли возвращаются в строй" с.24
(Прим.54*) - журнал "Досье-Коллекция" №43 "1МВ. Военно-морской флот"
(Прим.55*) - А.Кустов "Наемники Гитлера"
(Прим.56*) - Ю.Борисов "Из клана "09-Х" журнал "Крылья Родины" 9\2001
(Прим.57*) - Н.Сойко "Полет "кондора" журнал "Крылья Родины" 1\2003

4 комментария:

  1. коротко и четкр

    ОтветитьУдалить
  2. ссылка 16-это художественное произведение, не стоит на такое ссылаться.
    В другой какой то статье есть ссылка на книгу Лебедева 'Тяжелый дивизион'- это тоже не мемуары , а худ. произведение.
    С уважением , Kaltzu.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кроме этой ссылки (№16 - В.Отт "Стальная акула") пока так ничего и не попалось в поле моего зрения в качестве подтверждения предложеного мною факта и поэтому я уже убрал и эту ссылку и саму информацию. Касаемо "Тяжелого дивизиона" пусть все пока останется, как есть, так как информация о перечеркнутых погонах царских офицеров, вышедших в отставку и имеющих право на ношение военной формы, по своему интересна своей логичностью и могла бы быть полезной, как в советское время, так и сейчас. Как найду более авторитетный источник, обязательно исправлю выявленный Вами недочет. Спасибо за комментарий!

      Удалить
  3. Спасибо за подмеченную ошибку! В аналоге этого блога на украинском языке этой ошибки нет, а тут она до Вашего справедливого замечания "благополучно" существовала - сейчас она оперативно исправлена. В действительности именно 29.01.45г, а не 29.11.45г этот корабль пошел на дно. Еще раз спасибо!

    ОтветитьУдалить