Новая информация выделяется красным, но не обязательно находится в начале темы
Интересное из Нета на данную тему:
Многим известно заверение Геринга Гитлеру, что люфтваффе сможет установить воздушный мост к окруженной под Сталинградом 6-й армии Паулюса и, таким образом, поможет ей успешно выдержать блокаду. Слова Геринга по привычке, еще с советских времен, называют легкомысленным хвастовством, а согласие Гитлера на подобную авантюру - еще одним примером типичной недальновидности недоучки-ефрейтора. Что на самом деле лежало в уверенности Геринга и согласии Гитлера? Некоторые факты показывают как люфтваффе в годы 2МВ решало транспортные проблемы подобного характера
- окруженным в г.Тернополь с 25.03 по 08.04.44 немецкая ВТА совершила 1285 вылетов, сбросив 11 020 контейнеров общей массой 1670 тонн (Прим.1*)
- для выполнения задач но снабжению окруженных войск в Великие Луки 310 раз вылетали бомбардировщики Не-111, 94 - Штуки, 25 - десантные планеры и один раз Ju-52z, За это время в "котел" было доставлено 164.362т боеприпасов, 5,248т продуктов, 3,250т медикаментов, 35 минометов, пушек и различных видов пулеметов. Потери составили 81 самолет, из которых 17 Не-111 и 17 планеров (Прим.16*)
- всего для снабжения окруженного гарнизона Познани (12 тыс. по немецким данным) ВТА люфтваффе совершила 195 вылетов. Из этого числа 169 машин выполнили задание, доставив окруженным 257 тонн грузов, большей частью - боеприпасов. Полеты в "крепость" продолжались вплоть до момента капитуляции гарнизона 23.02.45, даже, когда, вследствие сжимания "кольца" в последние дни обороны, большая часть сбрасываемых грузов попадала в руки советских солдат (Прим.16*)
- с 01.02. по 13.02.45г был блокирован гарнизон г.Шнейдемюль (около 10 тыс. военнослужащих вермахта и фольксштурма), когда остатки гарнизона пошли на прорыв. Всего в город было доставлено 139 тонн грузов, в подавляющем большинстве - боеприпасов. Гораздо большее значение имели обратные перевозки, в ходе которых было эвакуировано 1379 человек, в том числе 1164 раненых, остальные - женщины и дети (Прим.16*)
- операция по снабжению успешно деблокированного гарнизона г.Арнсвальде с 09.02 по 16.02.45г, когда люфтваффе выполнили 48 самолето-вылетов (14 Не-111 и 34 Ju-52) с посадкой в крепости, ещё 57 тонн было сброшено в контейнерах (Прим.16*)
- благодаря "воздушному мосту" гарнизон г.Глогау (10 тыс. военнослужащих и около 3 тыс. населения) смог продержаться с 12.02 по 01.04.45г. Самолеты ВТА выполнили 310 вылетов и сбросили осажденным 310 тонн боеприпасов и 13 тонн других грузов, потеряв при этом 5 машин (Прим.16*)
- к 14.10.44, когда англичане наконец высадились в Греции и заняли Афины, немецкая ВТА успела вывезти 2\3 из 60 тыс. человек, находившихся в гарнизонах островов. Острова Родос, Лерое, Кос, Тилос, Крит и Лилос оставались в руках немцев до конца войны и в ограниченных масштабах снабжались по воздуху (Прим.1*)
- 70 тыс. (37-53 тыс. венгров - Прим.16*) гарнизон окруженного Будапешта и его гражданское население численностью около 800 тыс. человек получали в среднем только 36 тонн грузов в сутки, а это было меньше 1\2 от минимальных потребностей (80 тонн - Прим.16*), необходимых для обороны (Прим.1*). Последние полеты в "крепость" были совершены 12.02.45г, а на следующий день гарнизон капитулировал. В общей сложности за полтора месяца в окруженный город было доставлено примерно 1500 тонн грузов (Прим.1*,16*). Потери транспортной авиации составили 44 самолета, в том числе 36 Ju-52, 7 Не-111 и 1 Ju-87 (Прим.1*). По другим данным, потери ВТА немцев при полетах в осажденный Будапешт составили 52 Ju-52, 7 Не-111 и 1 Ju-87 (буксировщик планеров). За время действия "воздушного моста" в город вылетели 73 планера DFS-230, из которых только 41 смог приземлиться в Будапеште. Остальные были сбиты советскими зенитчиками или разбились в авариях и катастрофах. Погибло или пропало без вести 49 пилотов-планеристов (Прим.16*)
- всего за 70 дней существования сталинградского "воздушного моста" (с 25.11.42г по 02.0243г) немецкой ТА было перевезено 6591 тонн грузов, в том числе 1648 куб.м горючего, 1122 тонн боеприпасов, 2020 тонн продовольствия. Из "котла" вывезено 24 910 раненых и больных, а также 5150 различных специалистов, курьеров и проч. (Прим.16*). По другим данным, с 24.11.42г по 02.02.43г, когда остатки 6-й армии сдались в Сталинграде, люфтваффе доставили в "котел" в общей сложности 8250 тонн пайков, топлива и боеприпасов. Средний показатель, таким образом, составил 114 тонн в день (Прим.1*). Минимально сталинградский "котел" требовал 610 тонн снабжения ежедневно, которое в январе 1943г снизились до 51 тонны. Количество ежедневных боевых вылетов никогда не превышало 150, в среднем - не более 70 вылетов в день Прим.4*). По другим данным, по воздуху доставлено 68,844 тыс. тонн грузов при минимальной суточной потребности 200 тонн (Прим.12*). Кроме того, по воздуху было эвакуировано 24 760 раненых, а также 5150 человек, занимавших различные посты, и технических специалистов - почти 30 тыс. человек, то есть 10% от числа окруженных. (Прим.1*). По другим данным, транспортным люфтваффе удалось вывезти из котла 35,4 тыс. раненых немецких военнослужащих из 96 тыс, находящихся в нем на момент окружения (Прим.12*). Еще данные: - 40 тыс. раненых и специалистов было вывезено люфтваффе из окруженного Сталинграда (Прим.20*)
- если в декабре 1942г для снабжения армии Паулюса имелось 240 Ju-52, 130 Не-111 и около 60 Ju-86, то уже на начало января 1943г было собрано со всей Германии почти 600 самолетов: 300 Ju-52, 200 Не-111, 60 Ju-88, 20 Fw-200 и 30 Не-177. Впоследствии были отправлены новейшие Ме-323, 64 буксировщика и 170 грузовых планеров типа DFS-230 и Гота Gо-242 Прим.2*) По другим данным, в распоряжении люфтваффе имелось 529 самолетов: 315 Ju-52, 181 Не-111 (переделанных), 20 Fw-200, 10 прототипов Не-177 и 1 Ju-290 (Прим.4*). В воздухе немцы потеряли 269 (266 - Прим.4*) Ju-52, 169 Не-111 (165 - Прим.5*,4*), 42 Ju-88 (Прим.2*,4*), 9 Fw-200 (Прим.2*,4*), 5 Не-177 (Прим.2*,4*) и 1 Ju-290 (Прим.2*). С учетом уничтоженных на земле самолетов общие потери составили 800 (более 1100 - Прим.4*) транспортных самолетов (Прим.2*). Согласно же распространенным данным, люфтваффе потеряли в ходе снабжения окруженного Сталинграда 488 самолетов (Прим.1*,18*) или 490 самолетов (из них 266 Ju-52) (Прим.6*,8*). Однако эти цифры, вероятно, учитывают как безвозвратные потери (сбитые, разбившиеся и тяжело поврежденные машины), так и машины, получившие небольшие повреждения и позднее восстановленные. Но в любом случае потери транспортного флота были огромны. Кроме того, погибли, пропали без вести и попали в плен около 1000 (Прим.18*) или свыше 1100 членов экипажей (Прим.1*)
- с ноября 1942г по март 1943г 14 Ме-323 "Гигант" летали между Европой и Африкой и доставили на плацдарм в Северной Африке 15 тыс. тонн грузов, в том числе 96 самоходных орудий и бронетранспортеров, 616 пушек, 360 грузовых автомобилей и тягачей, 42 РЛС, совершив 1200 самолето-вылетов (Прим.1*)
- общие потери в Северной Африке транспортной авиации люфтваффе и Реджиа Аэронаутики только за полгода с 08.11.42г, когда началась операция "Факел", до капитуляции 12.05.43г составили свыше 350 транспортных самолетов (Прим.1*)
- за 17 дней февраля 1944г для успешной деблокады в Черкасский "котел" (56 тыс. человек) было доставлено свыше 2000 тонн грузов (в среднем 120-140 тонн грузов в сутки), а оттуда было эвакуировано 2800 раненых. Транспортники совершили в общей сложности 1500 вылетов, потеряв при этом 32 Ju-52/З. Еще 113 машин получили те или иные повреждения, в основном от огня с земли и вследствие аварий (Прим.1*)
- в марте 1944г для успешной в итоге деблокады 07.04.44г (Прим.1*,11*) каменец-подольского "котла" (9 танковых и 10 пехотных дивизий, а также несколько отдельных танковых и артиллерийских подразделений, общей численностью до 200 тыс. человек) было выделено 150 Ju-52, 100 Не-111 и еще около 50 самолетов разных типов. На сей раз транспортная авиация произвела около 8000 самолето-вылетов, доставив окруженным 4000 тонн грузов, то есть в среднем 200-250 тонн в сутки (Прим.1*,16*)
- для снабжения по воздуху войск в корсуньском "котле" и прикрытия транспортных машин в период 28.01-20.02.44г было задействовано 1536 самолетов, а именно: 832 Ju-52, 478 Hе-111, 58 истребителей FW-190 и 168 истребителей Bf-109. Всего за это время войскам было доставлено в общей сложности 2026,6 тонны грузов, в том числе 1247 тонн боеприпасов, 45,4 тонны продовольствия, 38,3 тонны медицинских инструментов и медикаментов и 695 кубометров горючего. Также был перевезен 121 солдат. Из котла было переброшено: 2188 раненых, из них 637 лежачих (тяжелораненых), 2,1 тонны оборудования (прежде всего специального разведывательного оборудования) и 101 солдат (специалисты и экипажи подбитых или вышедших из строя транспортных средств). Общие потери после окончания операции составили 32 Ju-52, 13 Hе-111 и 5 Ме-109 (истребителей). Были подбиты, но вернулись 113 Ju-52 и Hе-111, а также 47 истребителей (Прим.10*). По немецким данным, всего за 17 дней ВТА люфтваффе выполнила 1500 вылетов в корсунь-шевченковский "котел", доставив окруженным более 2000 тонн различных грузов. Обратными рейсами было вывезено около 2400 больных и раненых, потеряв безвозвратно 32 Ju-52. Ещё 113 самолетов получили повреждения той или иной степени тяжести (Прим.16*). По другим данным, с 29.01.44г началось снабжение по воздуху окруженных в котле, но только в период 09-14.02.44г авиация смогла доставить ежедневно от 100 до 185 тонн боеприпасов, чего более или менее хватало для обеспечения их потребностей. Уже за первые 5 дней разбились в авариях или были сбиты 44 немецких самолета (Прим.19*)
- до 07.04.44г немецкая ВТА выполнила 255 вылетов на снабжение Ковеля и сбросила 270 тонн грузов (Прим.16*)
- к началу осады Бреслау (15.02-06.05.45г) население составляло около 80 тыс. жителей. Численность гарнизона Бреслау, по советским данным, с учетом формирований фольксштурма, составляла до 50 тыс. человек, а по немецким данным на 19.03.45г, военнослужащих вермахта насчитывалось около 40 тыс. человек, в том числе боевого состава не менее 16 тыс и 14,6 тыс. фольксштурма. Немцы в ходе осады также перебрасывали в город подкрепления по воздуху - так 28.02.45г планерами и Ju-52 на импровизированной посадочной полосе посреди городской улицы были высажены 2 батальона парашютистов. В общей сложности по "воздушному мосту" в Бреслау было доставлено около 3 тыс. тонн грузов, а обратными рейсами эвакуировано 6600 раненых. Около 1000 самолето-вылетов в "крепость" выполнили Ju-52, а 2200 самолето-вылетов совершили экипажи Не-111. По немецким данным, с 15.02 по 06.05.45г, потери ВТА, большей частью Ju-52, составили 165 машин. В это число входят как самолеты, сбитые советской ПВО, так и потерянные по другим причинам (Прим.16*). По другим данным, всего в осажденный Бреслау было выполнено 3200 самолето-вылетов, из которых 1000 пришлась на Ju-52/З и 2200 на Не-111. Было доставлено 5600 тонн грузов, в том числе 2600 Ju-52/З и 3000 Не-111 (Прим.1*). 160 транспортных самолетов потеряло люфтваффе за 84 дня советской осады Бреслау в 1945г (Прим.9*)
- 21.01-05.05.42г транспортное люфтваффе осуществляло снабжение по воздуху окруженной немецкой группировки (35 тыс. человек) в г.Холм Новгородской области, которая успешно вырвалась из "котла", потеряв при этом 1552 человека (Прим.11*), при этом самолеты типа Не-111 совершили 2122 вылета на сброс грузов, Ju-52/З стартовали в направлении Холма 91 раз, а также для снабжения окруженного гарнизона был использован 81 планер, из которых минимум 56 удачно приземлились в "крепости" (Прим.16*). Еще: всего в "котел" было доставлено 24303 тонн грузов и 15445 военнослужащих, из котла же было вывезено 22903 раненых (Прим.1*)
- в общей сложности с января 1942г до окончательной деблокады демянского "котла" (95-100 тыс. гарнизон (Прим.18*), при суточной потребности в 300 тонн грузов) в начале 1943г транспортники совершили 33086 самолето-вылетов. В течение этого периода было доставлено 64 844 тонны предметов снабжения и 30 500 военнослужащих, а обратно "на большую землю" эвакуировано 35 400 раненых или больных (Прим.1*), при этом было потеряно 265 транспортных самолетов (все потери составляли Ju-52 - Прим.6* и 8*) и 383 члена экипажей погибли, были ранены или пропали без вести (Прим.1*). По другим данным, всего за период существования Демянского плацдарма (с 20.02.42г 01.43г) немецкой ВТА было выполнено 32427 вылетов с грузом и 659 - с пассажирами на борту. За это время удалось на аэродромы в "котле" перевезти 64 844 тонны грузов и 30 500 человек личного состава. Обратными рейсами было вывезено 35 400 человек, в основном раненых и больных. В наиболее напряженный период, когда наземные коммуникации были полностью перерезаны (19.02-18.05.42г), авиация сделала 24 303 вылета в "котел", доставив 15 446 тонн (в среднем 273 тонны в сутки) грузов, вывезя 22 903 раненых. По данным немецких архивов было потеряно 116 машин (потеря свыше 60%): 104 Ju-52,10 Не-111 и 2 Ju-86. Кроме них в документах проходят 47 потерянных грузовых планеров, в большинстве уничтоженных самими же немцами (Прим.16*)
- 262 Ju-52 были потеряны во время успешной деблокады 100 тыс. немецкой группировки (6 немецких дивизий) в феврале 1942г в Дании, когда удалось их силами перевезти 22 тыс. тонн грузов, десантировано в котел 15,5 тыс. человек и вывезено из него более 20 тыс. раненых (Прим.5*)
- 220 самолетов немцы потеряли при захвате Крита, 119 из них транспортные (Прим.2*). По другим данным, потери составили 370 самолетов, в большинстве транспортные Ju-52 (Прим.4*). По другим данным, 272 Ju-52 составили потери только транспортных самолетов (Прим.8*)

- несмотря на все усилия РККА помешать немецкой эвакуации, через Керченский пролив в Крым было переправлено 260 тыс. солдат, 70 тыс. лошадей, вся техника, артиллерия и запасы продовольствия. Оставить пришлось лишь фураж для лошадей (Прим.3*). По другим данным, с 07.09 по 09.10.43г с Таманского полуострова, преимущественно морем были вывезены подразделения 11 немецких и пяти румынских дивизий - почти 300 тыс. человек и 75 тыс. лошадей. Через Керченский пролив были переброшены 74 танка, 21 230 автомашин, 27 741 конных повозок, 1815 орудий и 115 477 тонн других грузов. Из этого числа на долю люфтваффе пришлось 15 661 военнослужащий и 1153 тонны грузов (Прим.16*)
- 28.01.45г на аэродроме Познани сели первые 9 Ю-52, доставивших 17,6 тонны боеприпасов, положившие начало очередному "воздушному мосту" (Прим.21*)
ЕЩЕ НЕМНОГО О ЭФФЕКТИВНОЙ ЭВАКУАЦИИ ВОЙСК ВО 2МВ
- в плен к союзникам на Сицилии попало 122 204 чел, из которых около 118 700 были итальянцами. Немецкое командование смогло переправить в Южную Италию практически все свои части, бросив при этом на произвол судьбы итальянцев. Последние подразделения вермахта покинули остров в ночь с 16 на 17 августа, когда транспорт доставил на побережье Калабрии 413 немецких солдат, 35 грузовиков, 34 88-мм зенитных орудия и один танк. Эвакуация немецких войск с Сицилии в Калабрию проходила в четыре этапа. Первый из них начался сразу же после высадки союзников на остров, когда в Южную Италию были выведены все не боевые части. Второй этап эвакуации начался во время наступления англо-американцев в районе Палермо. Тогда были демонтированы и переброшены в Италию все РЛС, находившиеся на острове. В начале августа началась третья фаза эвакуации немецких войск, в ходе которой в Калабрию через Мессинский пролив были переправлены около 13 тыс. человек, свыше 3 тыс. автомобилей и около 6 тыс. тонн боеприпасов, топлива и различного снаряжения. И, наконец, в ходе последнего, четвертого этапа, с 11 по 16 августа, с острова удалось эвакуировать около 26 тыс. солдат и офицеров, свыше 5 тыс. автомобилей и 48 танков (Прим.13*)
- к 01.11.43г советские войска заблокировали в Крыму 17-ю немецкую армию под командованием генерала Эннеке и 7 румынских дивизий. Всего с 12.04 по 12.05.44г немецкие и румынские транспортные самолеты, садившиеся по ночам на временных взлетно-посадочных полосах в районе Севастополя, эвакуировали оттуда 21457 человек, среди которых было 16387 раненых (Прим.10*,14*,16*). За это же время корабли немецкого и румынского флотов вывезли в г.Констанцу около 130 тыс. человек (Прим.14*,10*), в т.ч. 36,5-39,9 тыс. румынских солдат и офицеров, 11358 гражданских лиц и 15391 т.н. "восточных добровольцев" (Прим.14*). Еще: общее число эвакуированных морем было значительно больше, но раненых флотом было вывезено почти столько же (9424 человека только с 12.04 по 08.05.44г и еще 6011 - за три последующих дня). Неясно, учтено ли в этих цифрах участие в "воздушном мосте" румын. Три отряда ВТА Румынии (105-й, 106-й и 107-й) вывезли из Крыма в апреле 1944г около 3000 раненых. Для снабжения почти 250 тыс. группировки 17-й армии требовалось подвозить не менее 1500 тонн различных грузов в день. Надо сказать, что ВМС противника на Черном море в общем и целом справились с этой сложной задачей (Прим.16*)
- в 1944-45гг в курляндском "котле" оказалось 33 дивизии, из которых немецкие ВМС смогли эвакуировать военнослужащих, которых хватило для формирования 12 дивизий (Прим.15*)
- в Норвегию в период с 09-30.04.1940г 582 военно-транспортными самолетами люфтваффе было выполнено 3018 полетов, при этом переправлены 21 батальон, 9 штабов и нескольких горнострелковых батарей (Прим.17*)
ПРИМЕЧАНИЯ:
(Прим.1*) - Д.Дегтев "Воздушные извозчики вермахта. Транспортная авиация люфтваффе 1939-45"
(Прим.2*) - С.Шунков "Самолеты Германии 2МВ"
(Прим.3*) - Б.Соколов "Мифическая война. Миражи второй мировой"
(Прим.4*) - М.Павелек "Люфтваффе 1939-45гг. Основные факты и цифры о ВВС Геринга"
(Прим.5*) - Д.Дональд "Боевые самолеты люфтваффе"
(Прим.6*) - Е.Ружицкий "Крылья люфтваффе. Часть 4. Хеншель - Юнкерс"
(Прим.7*) - Д.Кауфман "Фортификация Второй мировой войны 1939-45гг. Третий рейх"
(Прим.8*) - А.Харук "Все самолеты люфтваффе"
(Прим.9*) - Х.Фертен "В огне Восточного фронта. Воспоминания добровольца войск СС"
(Прим.10*) - А.Бухнер "Восточный фронт"
(Прим.11*) - К.Кузнецов "Планер, ставший самолетом" журнал "Моделист-конструктор" 4\2013
(Прим.12*) - И.Ковтун "Дивизия СС "Мертвая голова"
(Прим.13*) - М.Зефиров "Асы 2МВ. Союзники люфтваффе: Италия"
(Прим.14*) - М.Зефиров "Асы 2МВ. Союзники люфтваффе: Венгрия, Болгария, Румыния"
(Прим.15*) - Г.Уильямсон "СС - инструмент террора"
(Прим.16*) - А.Заблотский "Воздушные мосты Третьего рейха"
(Прим.17*) - В.Хубач "Захват Дании и Норвегии. Операция "Учение Везер"
(Прим.18*) - Э.Манштейн "Утерянные победы"
(Прим.19*) - Э.Земке "От Сталинграда до Берлина"
(Прим.20*) - Й.Видер "Катастрофа на Волге"
(Прим.21*) - А.Исаев "Штурм «крепости» Познань. Часть 1", журнал "Арсенал-коллекция" 4\2014
Комментариев нет:
Отправить комментарий