CОДЕРЖАНИЕ: 100 тем

>БЕЛОПОЛЬСКАЯ СПЕШКА 1920 ГОДА >БИТЬ НАПОЛЕОНА >БОИ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ ЯЗЫКОМ ЦИФР >БРОНЕТАНКОВАЯ СТАТИСТИКА ВТОРОЙ МИРОВОЙ >БТТ АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ >БТТ ГИТЛЕРОВСКОЙ ОСИ >БЫЛИ НЕ ГОТОВЫ К ВОЙНЕ? >БЫТЬ ВОЙНЕ >БЫТЬ ПО СЕМУ! >В ЖЕРНОВАХ НКВД >ВЕЛИКИЕ ОБО ВСЁМ И НИ О ЧЕМ >ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ В ЦИФРАХ >ВОЕННЫЙ БЫТ И БЫТИЁ >ВРАГ У ВОРОТ >ВТОРОЙ ФРОНТ ВТОРОЙ МИРОВОЙ >ВЫКРУТАСЫ ИСТОРИИ >ГЕОПОЛИТИКА ВВЕРХ НОГАМИ >ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ СОЮЗНЫХ БОМБАРДИРОВОК >ДЕНЕЖНО-ПРОДУКТОВАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ЖИЗНИ >ДО НЕПРИЛИЧИЯ СТРАННАЯ ВОЙНА >ДО ПОРЫ МОЛЧАЛИВАЯ СМЕРТЬ >ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ФАШИЗМУ >ЕЩЕ РАЗ О БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ >ЗА ВЗЯТИЕ БЕРЛИНА >ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ И СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ >ИЗ НЕ ДОЗРЕВШЕГО >ИНТЕРЕСНОЕ ИЗ МИРА ЕДЫ И НАПИТКОВ >ИСКУССТВУ-БЫТЬ! >ИСПАНСКАЯ ПРЕЛЮДИЯ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ >ИСТЕРИЯ БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ >ИСТОКИ КРАСНОГО ТЕРРОРА >КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ >КАТАСТРОФА ЧЕТВЕРТОГО ФЛОТА МИРА >КИТАЙСКИЙ NO PASARAN >КОМУ ВЕРИТЬ ИЛИ ПРАВДА О АФГАНИСТАНЕ >КРЫМСКАЯ ЭПОПЕЯ 1854-55 ГОДОВ >КТО ВОЕВАЛ ЗА АНГЛИЮ >КТО КОГО КОПИРОВАЛ? >КТО ПРЯЧЕТСЯ ЗА ПСЕВДОНИМОМ >КУРСКАЯ БИТВА БЕЗ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ШЕЛУХИ ("РУМЯНЦЕВ-КУТУЗОВ") >КУРСКАЯ БИТВА БЕЗ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ШЕЛУХИ ("ЦИТАДЕЛЬ") >ЛЕНД-ЛИЗ БЕЗ КУПЮР >ЛЕНИН-ПОРТРЕТ БЕЗ РЕТУШИ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О АВИАЦИИ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКЕ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О НАДВОДНОМ ФЛОТЕ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О ПОДВОДНОМ ФЛОТЕ >МАЛОУПОМИНАЕМОЕ О ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ >МАРШАЛ-МАРОДЕР ЖУКОВ >НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ВОЕННОПЛЕННЫХ В СССР >НЕ ВЕЛИКИЕ СТРАННОСТИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ >НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ >НЕВОЛЬНИЧЬЯ ПРАВДА >НЕИЗВЕСТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ >НЕИЗВЕСТНОЕ О ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЯХ >НЕМЕЦКИЙ ПЛЕН И ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД >НЕОПРАВДАННАЯ ВОЕННАЯ ЖЕСТОКОСТЬ >НЕПОКОРНАЯ ПОЛЬША >НЕУДОБНАЯ ИСТОРИЯ >НКВД ПЕРЕД ЛИЦОМ ЦИФР >О ФОРМЕ СНАРЯЖЕНИИ НАГРАДАХ И ЗНАКАХ ОТЛИЧИЯ >О ЧЕМ НЕ ПРИНЯТО ГОВОРИТЬ ИЛИ ЛИЦЕНЗИОННОЕ ВОРОВСТВО >ОСОБЕННАЯ СПАРТА >ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУХОНЬ >ОСТОРОЖНО ДЕЗИНФОРМАЦИЯ >ПАРАДОКСАЛЬНО НО ФАКТ >ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ >ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ИЛИ ПЕРЕМЕШИВАНИЕ? >ПЛЕН И ВСЕ ЧТО ЕГО КАСАЕТСЯ >ПО СМЕРТИ БЕЗ ПОКОЯ И ПОЧТЕНИЯ >ПОЛТАВСКАЯ БАТАЛИЯ БЕЗ ПРЕДВЗЯТОСТИ >ПОМОЩЬ СССР ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ >ПОСЛЕ БОРОДИНСКОГО ПОБОИЩА >ПОТЕРИ ФАШИСТОВ ДО НАПАДЕНИЯ НА СССР >РЫЦАРСТВО НЕ ОТ МИРА СЕГО >СКРЫТОЕ РАБСТВО В СССР >СПАСИТЕЛЬНЫЕ КРЫЛЬЯ ЛЮФТВАФФЕ >СТАЛИН-ЭТО ЛЕНИН СЕГОДНЯ >СТИМУЛЫ ВОЕВАТЬ ЛУЧШЕ >СТРАТЕГИЯ ВЫЖЖЕННОЙ ЗЕМЛИ >СТРЕЛКОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ >ТАНКОВОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПОД ПРОХОРОВКОЙ >ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ШТАМПЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ >ТРОФЕЙНОЕ ВООРУЖЕНИЕ НА СЛУЖБЕ РККА И ВЕРМАХТА >ТЯГЛОВАЯ СИЛА ВТОРОЙ МИРОВОЙ >УЧАСТИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В ВОЙСКАХ ГИТЛЕРА >ФАШИСТСКАЯ ПОМОЩЬ СССР >ФАШИСТСКИЙ ЛЕНД-ЛИЗ >ФИНСКАЯ ЗИМНЯЯ ВОЙНА >ХАЛХИН-ГОЛ И ХАСАН В ЦИФРАХ >ХИМИЯ ОТ ДЬЯВОЛА >ЦЕНА ПОБЕД-ПОРАЖЕНИЙ 2МВ >ЦЕРКВИ В СССР >ЧЕРНЫЕ МЕТКИ БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ >ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ДИСЦИПЛИНАРНОМ БАТАЛЬОНЕ >ЧТО НЕ ТАК С ЛЕДОВЫМ ПОБОИЩЕМ? >ШОУ ЯЧМЕННЫХ ЛЮДЕЙ >ЭКОНОМИКА ГЕРМАНИИ НАКАНУНЕ И ВО ВРЕМЯ 2МВ >ЭТИКЕТОМ ПО СТОЛУ

МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О АВИАЦИИ

24.02.2022 - последнее, в отличие от репостов, обновление темы
Новая информация выделяется красным, но не обязательно находится в начале темы.
NB: активные ссылки на подобные темы: "Военная авиация в цифрах"

- по немецкой классификации, машины, получившие "от 60 до 100% повреждений": 100% - это не вернувшиеся с боевых заданий, судьба которых осталась неизвестной. Повреждения в 60% и более считались фатальными для самолета, после такого урона авиатехника, как правило, не восстанавливалась (Прим.88*)
- 227 из 316 истребителей "Хок 75" Н.75-С1 ВВС Франции успели перелететь в 1940г в Англию, но в дальнейшем всю войну пролежали на складах в качестве резерва (Прим.86*)
- венгерские и румынские ВВС на время пребывания на Восточном фронте арендовали у немцев самолеты и, перед возвращением в Венгрию и Румынию, должны были вернуть уцелевшие из них (Прим.66*)
- все налеты немецких бомбардировщиков в годы ВОВ на Москву всегда совершались без истребительного прикрытия, в ночное время и исключительно машинами фронтовой авиации, так как своей дальней бомбардировочной авиации в составе люфтваффе на тот момент еще не было
- самолеты, что прибыли из ремонта, не были желанными среди пилотов люфтваффе и чаще всего их предоставляли новичкам (Прим.85*)
- в люфтваффе существовало правило, согласно которому вновь назначенный командир эскадрильи имел право брать с собой в новое подразделение нескольких, по своему усмотрению, пилотов, которые, как он считал, помогут своим участием укреплению боеготовности (Прим.85*)
- если сбитый самолет противника не обнаруживали или на его сбитие претендовало ПВО, то заявка на победу в люфтваффе не рассматривалась (Прим.85*)
- 594 итальянских бомбардировщиков деревяной конструкции CANT-2.1007 принимало участие во 2МВ
- тяжелобомбардировочная дальняя авиация советских ВВС практически не пострадала на земле от налетов люфтваффе в первые дни ВОВ, так как места базирования ДА в западных военных округах СССР находились на пределе досягаемости вражеской авиации (Прим.84*)
- в годы ВОВ за месяц в СССР восстанавливали до 5500 самолетов и до 3000 моторов, одновременно ежемесячно для ремонта поступало до 6000 самолетов и до 4000 моторов (Прим.82*)
- немецкие тактические обозначения "Восточный Фронт" для авиации (желтые капоты моторов и нижние поверхности законцовок крыла, желтая полоса в хвостовой части фюзеляжа) применялись, как люфтваффе так и ВВС немецких союзников на все время 2МВ
- методика немецкого топмачтового бомбометания была разработана по итогам участия ВВС Германии в испанской войне 1936-38гг (Прим.81*)
- в годы ВОВ в ВВС РККА так и не появился специализированный разведчик-корректировщик огня (Прим.54*)
- на 30-35 боевых вылетов в годы ВОВ хватало советского четырехмоторного бомбардировщика дальнего действия Пе-8 (он же ТБ-7 или Ант-42) (Прим.78*)
- чаще всего в качестве одного из послевоенных советских способов утилизации (разборки на металл) у бомбардировщика убиралось шасси и по лежащему на "брюхе" самолету несколько раз проезжался гусеничный трактор (Прим.78*)
- на каждый сбитый немецкий истребитель стрелкам американских бомбардировщиков во 2МВ требовалось, согласно подсчетам, израсходовать не менее 50 тыс. патронов (Прим.74*)
- на начало лета 1942г тактики использования штурмовиков "Ил", как таковой по сути и не было: пилоты подходили к цели на бреющем и производили единственную атаку, либо выполняли подскок на 150-200м и после этого открывали огонь по цели из всех видов оружия. Если выполнялся второй заход, то штурмовики ходили "по коробочке", как на полигоне, игнорируя зенитный огонь, или, рассыпались после первого захода и "долбили" каждый выбранную цель, стреляя не прицельно "по скоплению" (в надежде, что что-нибудь куда-нибудь да попадет). Сброс же бомб с Ил-2 по одиночной цели выполнялся по общепринятой практике - по ведущему, что позволяло накрывать бомбами всю "площадь цели", указанную в задании, но уничтожения конкретных объектов не гарантировал (Прим.43*)
- общие потери транспортной люфтваффе за полгода только с 08.11.42г, когда началась союзническая операция "Torch" и до капитуляции немецко-итальянских войск в Северной Африке 12.05.43г, составили свыше 350 транспортных самолетов. Среди них были и 23 шестимоторных Ме-323 "Гигант", из которых 18 были сбиты истребителями, 2 уничтожены на аэродромах и 3 получили тяжелые повреждения в результате аварий (Прим.72*)
- все 60 противотанковых штурмовиков "Hurricane" IID, поставленные в конце 1943г в СССР по ленд-лизу Англией, так и не сделали ни одного боевого вылета и были разобраны на запчасти к 19.09.1944г (Прим.70*)
- в соответствии с приказом УТЭ ВВС РККА от 26.08.1943г лендлизовские самолеты "Hurricane" восстановительному ремонту не подлежали, вследствие чего направлялись на списание с последующей разборкой на запчасти (Прим.70*)
- в 1944г на немецких истребителях Bf-109 для очистки лобового стекла от пятен масла существовал разбрызгиватель бензина (Прим.65*)
- в советские военно-планерные полки ВОВ, в качестве буксировщиков, передавались трофейные Ju-87, Ju-88, Не-111, которые эксплуатировали до появления опасных для полета дефектов, после чего их списывали (Прим.64*)
- боевая задача считалась выполненной, если в назначенное место в годы ВОВ прибывал хотя бы один советский военный планер из трех (Прим.64*)
- буксировочные замки, к которым крепились концы стальных тросов, соединявших на время полета советские военные планера и самолеты-буксировщики, в годы ВОВ в приказном порядке пломбировались - прилет с нарушенной пломбой или без троса служил законным основанием быть отданным под трибунал "за преднамеренную отцепку планера" (Прим.64*)
- уже в 1942г советская авиапромышленность опередила Германию по выпуску новейших типов боевых самолетов (Прим.62*)
- английские ВВС были оснащены системой опознавания "свой-чужой" уже в 1939г (Прим.34*), а люфтваффе в 1941-42гг (Прим.33* и 60*)
- до самого конца 2МВ оборонительное вооружение немецкой боевой авиации было откровенно слабым (Прим.57*)
- в 1916г французский летчик Гинемер впервые предложил устанавливать пушку в развале блока цилиндров авиационного двигателя (мотор-пушка), когда ствол пушки проходит через вал винта (Прим.57*). Уже в 1934г перед советской авиационной промышленностью была поставлена задача по установке пушки в развале цилиндров со стрельбой через полый вал редуктора (Прим.39*). С 1936г уже и немцы смогли позволить себе начать применять это усовершенствование на своих боевых самолетах (Прим.51*)
- в апреле 1915г немецкий инженер Фоккер предложил рейхсверу устройство (синхронизатор), позволявшее беспрепятственно вести стрельбу из авиационного пулемета через лопасти пропеллера, что ознаменовало начало эры истребителей (Прим.57*)
- применение лыжных шасси на боевых самолетах ВВС РККА было прекращено после зимы 1941-42гг, так как существенно снижало скорость самолета и часто служило причиной неуправляемости самолета в бою вследствие схода лыж с замков (Прим.56*)
- немецкие летчики, не сбросившие в полете дополнительные топливные баки, по возвращении на аэродром в обязательном порядке поощрялись командованием (Прим.53*)
- тяжелый 4-х моторный английский бомбардировщик "Lancaster" в годы 2МВ способен был нести бомбу весом до 10 тонн (Прим.55*)
- лучший из советских высотных истребителей-перехватчиков ВОВ И-222, созданный специально для перехвата немецких самолетов-разведчиков в годы ВОВ, мог достигать высоты 14,5 км, что для Hs-130e с его 15 км особенной опасности не представляло (Прим.54*), а высотные немецкие разведчики Ju-86r всю ВОВ беспрепятственно летали над любым объектом на территории СССР в пределах радиуса дальности его полета (Прим.48*)
- весной 1944г 3 специально переоборудованных (запас топлива составлял 23800 литров) немецких самолета Ju-290 с аэродромов Одессы и Милицы совершали периодические полеты в Маньчжурию для последующей доставки в Германию стратегически важных для промышленности материалов (Прим.47*)
- серийное производство первых боевых самолетов в фашистской Германии началось только в 1935-1936 годах (Прим.9*)
- многие знаменитые немецкие асы 2МВ не единожды были сбиты во время боев: Хартман - 4 раза, Баркхорн - 9 раз, Берр (221 победа) - 18 раз, Рудорффер (222 победы) - 18 раз (16 раз, из них 9 раз спасся на парашюте), Рудель - не менее 30 раз, но ни разу истребителем (Прим.53*), И.Штейнхоф - 12 раз (Прим.66*), Г.Шак (174 победы) - 15 раз, из них 4 раза спасся на парашюте, Г.Ралль (275 побед) - 8 раз
- построенные в Чехословакии после 2МВ самолеты С-199 "Мезеч" (аналог немецкого Bf-109G) применялись ВВС Израиля против Египта в 1948г (Прим.51*)
- статистика боевых вылетов летчиков 2МВ: Е.Рудорффер - более 1000, из них 302 участия в воздушных боях, Г.Шак -780 боевых вылетов,
- в 1939г по немецкой лицензии Bf-109 собирали на заводе "Авиа" в еще не захваченной немцами Чехии и на заводе IAR в Румынии (Прим.51*). По другим данным, процесс освоения производства Bf-109G на румынском авиазаводе в Брашове шел очень медленно, и в течение августа 1944г удалось собрать всего 6 самолетов (Прим.66*)
- немецкая авиационная трофейная техника после 2МВ, за редким исключением, союзниками собиралась вместе и сжигалась по месту ее обнаружения (Прим.51*)
- первая советская бортовая авиационная РЛС "Гнейс-2" появилась в конце 1941г и ее начали устанавливать на ночную модификацию истребителя Пе-2, а с 1943г - на лендлизовские "Boston". К концу ВОВ этот авиаотряд ночных истребителей (Прим.72*) даже сбил несколько немецких самолетов (среди них - два Не-111) (Прим.48*). По другим данным, в марте 1945г в район окруженного Бреслау была переброшены 45-й и 173-й полки 56-й авиадивизии ИДД, вооруженные ночными истребителями A-20G-1 "Бостон" с поисковой РЛС "Гнейс-2". За полтора месяца боевой работы эти самолеты выполнили 246 боевых вылетов, в ходе которых 68 раз обнаруживали цели и 13 раз их атаковали (Прим.73*)
- введение бомбардировочного прицела "Норден" позволило американцам в ходе 2МВ отказаться от использования пикирующих бомбардировщиков (Прим.48*), так в результате его применения на бомбардировщиках В-26 "Marauder" 85% всех бомб ложились в радиусе 305 метров от цели (Прим.67*)
- ошибка наведения на цель ночных немецких бомбардировщиков при налетах на Англию снизилась с 1000м до 360м осенью 1940г в результате системы пересекающихся радиопеленгов "Х-Gerat". Сброс бомб осуществлялся автоматически - по радиосигналу (Прим.48*,71*) Англичане в 1943г применяли аналогичную немцам систему наведения "Гобой", где ошибка составляла 200м (Прим.48*)
- анализ воздушных боев "Messerschmitt" против тяжелого американского бомбардировщика В-17 или В-24 показал, что для его поражения в среднем требуется 20 попаданий из 20-мм авиапушки, что на практике составляет всего 2% от всех производимых выстрелов (Прим.48*)
- у британских тяжелых бомбардировщиков 2МВ не было пушек для стрельбы вниз, как и не было иллюминаторов, чтобы можно было видеть врага, заходящего сзади, поэтому на немецких ночных истребителях стали устанавливать пушки, стреляющие вверх под углом к продольной оси самолета противника, получившие название "косая музыка" (Прим.51*)
- опыт боевых действий авиации уже в начале 2МВ показал полную неэффективность только пулеметного вооружения против воздушных целей, имеющим бронезащиту пилота и протектированные топливные баки (Прим.48*)
- в конце 2МВ немцы в системе наведения бомбардировщиков заменили наведение по радиосигналу телевизионной системой наведения, но боевого применения данных нет (Прим.48*)
- на новых немецких самолетах с турбореактивными двигателями под конец 2МВ уже не было кому летать - некого было переучивать из оставшихся летчиков и некого было изначально готовить на эти новые типы самолетов (Прим.51*)
- многие типы (в частности 67 истребителей-перехватчиков Та-152 и 12 Dо-355) перспективных немецких истребителей конца 2МВ, будучи боеготовыми и принятыми на вооружение, так и не приняли участия в боевых действиях (Прим.48*)
- ресурс каждого из двигателей транспортника Ju-52 до капремонта составлял 450 часов (Прим.72*)
- ресурс американского двигателя "Райт-Циклон" R-2600-13 на бомбардировщиках В-25 "Митчелл", согласно заводской гарантии, составлял 300 часов, но ввиду перебоев с поставками по ленд-лизу, авиаспециалистами ВВС РККА он был продлен до 500 часов, а ресурс двигателя "Райт-циклон" R-2600-29, имевший заводскую гарантию уже на 500 часов, был увеличен по тем же причинам до 600 часов (Прим.84*)
- мотор М-88Б, который стоял на самолетах Ил-4, заводом-производителем гарантировал ресурс в 200 часов, тогда как реально нарабатывал до ремонта порядка 130 часов и только к концу 1944г ресурс стал составлять ориентировочно 180 часов (Прим.84*)
- междуремонтный ресурс мотора М-105Р для Пе-2 не превышал 100 часов работы (Прим.50*)
- 250 часов составлял ресурс мотора М-105П до первого капитального ремонта на истребителях Як, в то время как в реальных фронтовых условиях его меняли через 100 часов работы (Прим.79*)
- моторы АМ-35 (стояли на Як-1, Як-7, Лагг-3) установленный 100-часовой ресурс не вырабатывали (в среднем нарабатывали 60-70 часов), а после первой перечистки выходили из строя через 10-15 часов (Прим.82*)
- ресурс мотора ВК-107а для Яков - 25 часов (Прим.48*)
- задняя часть фюзеляжа и оперение последней модификации Bf-109К выполнялось из дерева ввиду отсутствия бокситов для производства дюралюминия (Прим.48*)
- Англия, основной заказчик американского истребителя Р-39 "Aircobra", отказалась от уже готового к производству самолета и подавляющее большинство этих самолетов (и его модификации "Kingcobra") по просьбе советской стороны поставлялось США по ленд-лизу в СССР (Прим.48*)
- к концу 1943г единственным советским 4-х моторным бомбардировщиком остался Пе-8 (Тб-7), которых к этому времени было выпущено 75-80 (Прим.44*,46*) или 93 машины (Прим.77*). На сентябрь 1943г было утрачено 27 Пе-8, а производство прекратилось в начале 1945г (Прим.77*)
- немецкая авиапромышленность по экономическим причинам вынуждена была в 1944г перестать выпускать большинство наиболее массовых боевых самолетов: Do-217, He-111, He-177, Ju-87, Ju-188, Me-210, Me-410 и многих других в пользу форсирования выпуска истребителей (Прим.44*). Так, уже в январе 1944г количество выпущенных истребителей возросло с 1017 до 2034 самолетов (Прим.45*). А с 01.11.1944г был вообще прекращен выпуск всех типов самолетов, кроме реактивных и одномоторных истребителей (Прим.51*)
- невозможность взаимозамены запчастей для одного типа самолета, созданных разными авиазаводами, была одной из основных проблем советской авиапромышленности в годы ВОВ
- в ВВС РККА в годы войны существовали отдельные полки ГВФ, в составе которых были исключительно гражданские самолеты (Прим.41*)
- "Mosquito" - один из лучших английских многоцелевых самолетов 2МВ (выпущено 7619 единиц) имел цельно деревянную конструкцию (Прим.40*,52*). Для повышения общей жесткости фюзеляжа между двумя слоями авиационной фанеры помешался слой прочной древесины бальзы - дерева, в 1,5 раза легче пробкового дуба (Прим.48*)
- "летающие бомбы" BQ-17 - отслужившие свое 25 бомбардировщиков В-17, были начинены 8,5 тоннами взрывчатки и в период с 04.08.1944г по 01.01.1945г направлены на объекты на немецкой территории (Прим.38*)
- в 1944г США отказались от камуфлирования своей бомбардировочной авиации по причине наличия устойчивого истребительного сопровождения до цели и обратно. Камуфлированные самолеты понемногу исчезали в результате боевых потерь или списания, так что обычным явлением были группы самолетов, имевших разную окраску (Прим.38*)
- все немецкие курьерские самолеты времен 2МВ имели взрывной механизм самоликвидации на случай угрозы захвата их противником. Взрыв происходил через несколько минут после приведения его в действие пилотом с помощью специальной рукоятки (Прим.37*)
- только а ноябре 1942г был принят в советских ВВС парный боевой порядок "ведущий-ведомый" (Прим.36*)
- согласно исторически сложившихся военных традиций на японских боевых самолетах 2МВ не наносились отметки о количестве сбитых самолетов или уничтоженной БТТ противника
- уже в 1940г советские летчики вынуждены были признать, что все немецкие самолеты оснащены фибровыми протектированными топливными баками (Прим.36*). По итогам конфликта у Халхин-Гола 1939г японская авиапромышленность ввела протектирование топливных баков (Прим.62*)
- хотя на 1939г производство самолетов Германией на 25% превышало аналогичные показания Британии, к 1941г англичане устранили этот гандикап и, вырвавшись вперед, сохраняли лидерство над немцами до конца войны (Прим.59*). Уже в августе 1940г Англия ежедневно производила в 2 раза больше истребителей, чем Германия. Общее их количество впоследствии настолько превышало количество летчиков, что вскоре позволило переводить часть самолетов на консервацию или передавать другим странам по ленд-лизу (Прим.34*)
- свой отдельный авиаотряд (эскадрилью из 15 У-2 и Р-5 (Прим.71*) имелся в каждом наземном советском корпусе (Прим.35*)
- немецкие пилоты штурмовиков Ju-87 "Stuka" уже в войне 1939г против Польши воевали с использованием кислородных масок (Прим.32*)
- 151-е авиакрыло (две эскадрильи - 530 летчиков прибывших первым морским караваном) британских ВВС базировалось с сентября по октябрь 1941г на территории СССР в Ваенге, где собирали и облетывали прибывшие с ними морем самолеты "Hurricane" и воевало против немцев (Прим.31*)
- в марте 1942г по приказу Ставки для бомбардировок Берлина было создано специальное авиационное соединение бомбардировщиков Пе-8 (Прим.30*)
- на время ВОВ над Москвой существовала запретная для полетов всей советской авиации (кроме авиации московской ПВО) зона, приказ об ответственности за нарушение которой подписывал каждый советский летчик (Прим.29*)
- советские летчицы ночных бомбардировщиков У-2 летали на боевые задания без парашютов (Прим.28*), по другим данным, на всех У-2 не было бронезащиты и парашютов (Прим.58*)
- в конце 2МВ люфтваффе из-за недостатка немецких самолетов широко использовало трофейные французские истребители Dewoitine D.520 для подготовки своих летчиков-истребителей (Прим.27*)
- 4-х местный пассажирский Junkers F-13 использовался в годы войны также и в качестве бомбардировщика против советских партизан (Прим.26*)
- к бомбометанию с пикирования советские ВВС перешли лишь с 1943г (Прим.25*)
- знаменитые автобаны с началом массовых бомбардировок союзниками официально использовались немецкими летчиками в качестве взлетно-посадочных полос (Прим.24*)
- самолеты "Thunderbolt" Р-47 советского 255 авиаполка после 1 года эксплуатации в 1946г пустили на слом - раздавили трактором (Прим.23*)
- американцы просто бросали свои самолеты, когда, в силу обстоятельств, приходилось садится вне аэродромов на советской территории (Прим.23*). Именно из этих брошенных самолетов в советских ВВС были созданы 2 полка тяжелых бомбардировщиков, в частности в состав одного из них, 890-го, входили 12 В-17, 19 В-25 и 1 В-29 (Прим.80*). Состав и наименование второго из подобных полков пока не уточнен мною - прим.ред
- все, без исключения, американские самолеты, поступавшие в СССР по ленд-лизу, отличались отличной управляемостью, что было критически важно для их дальнейшей эксплуатации подготовленными по ускоренным летным программам советскими летчиками (Прим.23*)
- большинство самолетной техники по ленд-лизу подвергалось в СССР многочисленным переделкам, даже если для этого надо было снимать гарантийные ограничители и пломбы (Прим.23*)
- очень часто самолеты учитывались по статье "корабельное имущество", как "бесплатное приложение" к переданному по ленд-лизу военному кораблю (Прим.23*)
- последние Ju-88 продолжали летать в составе ВВС социалистической Румынии до 1949г (Прим.22*)
- за всю ВОВ на Балтике советской авиации не удалось уничтожить ни одной немецкой подводной лодки (Прим.21*)
- по подсчетам в 1944г советских специалистов 81% атак советскими самолетами FW-190 заканчивались безрезультатно, то есть, не приводили к сбитию даже при попадании в него (Прим.21*)
- пуля советского 7,62мм авиационного пулемета ШКАСа весила 9,6г и была на треть легче пули (12,8г) немецкого 7,92мм Мg-17 и уже на расстоянии 300м не могла практически причинить никакого вреда. Вес снаряда (96г) советской авиационной 20мм пушки ШВАК также был меньше немецкого (112-125г) (Прим.21*) и английского (130г) аналогов (Прим.68*)
- предельная скорость пикирования для большинства советских истребителей ВОВ ограничивалась 700 км\ч, превышение ее приводило к разрушению деревянных крыльев (Прим.21*)
- на всех немецких истребителях и штурмовиках, в отличие от почти всех советских, обязательно была внутренняя герметизация фюзеляжа и автоматическое управление изменением шага винта (Прим.21*)
- весной 1939г на один советский военный самолет приходилось 3-4 летчика (Прим.21*)
- к лету 1944г действия советской истребительной авиации заставили немцев перевести свою бомбардировочную авиацию на действия исключительно ночью (Прим.21*)
- для атаки каждого советского военного аэродрома немцы 22.06.1941 выделили по 3 бомбардировщика (Прим.20*,83*). Удар наносился 2-х килограммовыми осколочными бомбами SD-2. Радиус поражения бомбы - 12 метров 50-200 осколками. Прямое попадание такой бомбы было эквивалентно зенитному снаряду средней мощности (Прим.20*). Штурмовик "Stuka" нес 360 бомб (Прим.19*)
- советские самолеты-разведчики иногда углублялись на 50-100 км в немецкое расположение, а истребители и фронтовые бомбардировщики редко залетали за линию фронта не более, чем на 30 км (генерал фон Меллентин) (Прим.18*)
- в 1944г в части на каждого советского летчика-штурмовика приходилось по два самолета (Прим.17*)
- выводить штурмовик ИЛ-2 из пикирования приходилось двумя руками (Прим.17*)
- на ночном истребителе Не-209 люфтваффе впервые в мире в 1944г было применено катапультируемое кресло, так как при скорости, более 400 км\час, самостоятельное покидание самолета малоэффективно (Прим.15*)
- в немецких истребителях для экстренного открытия фонаря кабины существовал пиропатрон, на английских истребителях для этой цели существовал ломик. На американской "Aircobra" в кабине была дверка автомобильного типа, отстреливающаяся при необходимости
- во время войны на советских боевых самолетах по каждому прилету пилотом пломбировалась кабина (Прим.14*)
- начиная с лета 1937г советские ВВС активно занимались освоением реактивного оружия различных типов (Прим.13*). Впервые реактивные снаряды на советских самолетах были применены во время конфликта на Халхин-Голе (Прим.12*) Массово оборудование по стрельбе реактивными снарядами (РС-82) на советских истребителях начали устанавливать в мае 1941г (Прим.11*), но уже в мае 1942г от действий по немецким самолетам реактивными РС-82 советские ВВС отказались из-за большого рассеивания и существенного снижения скорости полета самолета-носителя (Прим.56*). Только в феврале 1942г англичане первыми из союзников применили на своих самолетах ("Hurricane" Мк4) реактивные снаряды (Прим.10*). Еще: только Як-1 было построено 1148 самолетов с пусковыми РС-82 (Прим.56*)
- боезапаса истребителя Bf-109F хватает на 50 секунд непрерывной стрельбы из пулеметов и 11 секунд - из пушки MG-151 (Прим.8*)
- 07.12.1940г принято Постановление №0362 о принудительном наборе в летные училища, запрещающее офицерские звание и зарплату, а также жениться в течении 3-х лет после присвоения офицерского звания (Прим.9*)
- на время войны в СССР существовал приказ о снятии гидросамолётов с кораблей
- немецкие пилоты носили высотомер на поясном ремне (Прим.63*)
- на сентябрь 1941г основанием для вручения летчику "Золотой звезды Героя" служили 5 сбитых самолетов врага (Прим.7*)
- за 75 вылетов на штурмовку присваивалось звание Героя Советского Союза (Прим.53*)
- согласно немецкой традиции летчик становился асом после подтверждения 7 лично сбитых самолетов противника, в других странах - после 5
- в годы войны эффективной стрельба из авиационных пулемётов была на расстоянии до 150м до самолета противника
- испанские, как республиканские, так и франкистские летчики периода войны в Испании 1936-39гг очень любили раскрашивать фюзеляжи своих самолетов, особой популярностью пользовались изображения героев мультфильмов (Прим.69*)
- гвардейские авиационные полки СССР в годы войны в отличие от других авиачастей всячески раскрашивали фюзеляжи своих самолётов, особенно предпочитая красный цвет
- более всего раскрашивали свои самолёты американцы - очень боялись попасть под огонь союзнической ПВО и нередки были случаи, когда истребители сопровождения были сбиты бортстрелками сопровождаемых ими бомбардировщиков
- большое число добровольцев - пилотов США шли воевать по причине очень большой заработной платы и гонораров
- в подсчет воздушных побед у англичан шло все: и лично подтвержденные победы над врагом, и групповые подтвержденные победы, а также личные и групповые не подтвержденные победы, личные и групповые победы, засчитанные как вероятные, и просто поврежденные, но не сбитые самолеты противника (засчитывалась такая победа, как 1\2 - Прим.2*) (Прим.42*)
- в соответствии с принятой в РККА системой подсчёта сбитых самолетов засчитывались сбитые в составе группы самолёты врага и сбитые лично самолёты противника. При подсчёте сбитых самолётов американцами учитывалось даже одно попадание в самолет противника, не повлекшее никаких последствий, как 1\2
- до 1944г на личном счету румынского пилота учитывалось только количество сбитых им самолетов, при этом не имело значения, какие это были самолеты - одномоторные истребители или четырехмоторные бомбардировщики. Однако в начале 1944г в румынской авиации для учета личных достижений пилотов была принята система баллов (побед), когда за одномоторный самолет пилот получал один балл (победу), за двух- или трехмоторный - два, а за четырехмоторный - три, в соответствии с которой были пересчитаны все прежние победы. При этом надо отметить, что самолет, сбитый в результате атаки нескольких пилотов, всегда записывался на счет только одного из пилотов или же просто на общий счет эскадрильи (Прим.66*)
- уже в 1933г СССР произвел больше самолетов, чем США, Великобритания, Япония и Германия, вместе взятые (Прим.6*)
- на начало 1944г советских боевых самолетов было в 6 раз больше, чем всех немецких самолетов (Прим.5*)
- немецкие четырехмоторные бомбардировщики FW-200C "Kondor" были переделаны из гражданских самолетов (Прим.1*,81*). Фашистская Германия так и не создала серийного дальнего бомбардировщика – самолёта с наличием минимум 4-х двигателей; Так, еще в 1936г в люфтваффе была свернута программа "Уральский бомбардировщик" по созданию крайне неудачных 4-х моторных бомбардировщиков Dо-19 и Ju-89 (Прим.51*,81), а в 1940г Гитлер приказал прекратить работы над всеми авиационными проектами, которые не смогут гарантированно достичь производственной стадии в течении 12 месяцев (Прим.59*)
- пилоты немецких штурмовиков ради создания дополнительного негативного психологического состояния у противника во время атаки включали сирену
- первая ракета ЗРК, выпущенная по самолёту-шпиону США U-2 сбила один из двух МИГ-17, вылетевших для перехвата. Пилот погиб. Вторая ракета сбила У-2 (Прим.49*,77*)
- конструктор Петляков "сконструировал" самолёт Пе-2 за один месяц, полностью его скопировав с немецкого истребителя дальнего действия Bf-110.
- в войсках Власова воевало 24 бывших советских пилота, два из них были Героями Советского Союза (Прим.4*)
- только в августе 1942г Постановлением ГКО приказано устанавливать на всех выпускаемых истребителях и штурмовиках приёмо-передающие радиостанции из расчёта 1:5, а в дальнейшем - 1:3. До 1942г на истребителях и штурмовиках радиостанции не устанавливались.
- в начале войны немцы имели обыкновение давать своим самолётам имена девушек, которые тщательно рисовали на фюзеляжах. В ходе битвы за Англию для лучшего сопротивления воздуху вообще перестали что-либо писать. Начиная с Сицилии только тактические номера высотой в 90 см и эмблема эскадры (Прим.3*)
- 09.06.41г вышло Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О маскирующей окраске самолетов, взлетно-посадочных полос, палаток и аэродромных сооружений" №1711-724сс, и в тот же день издается приказ наркома обороны СССР №0042 "О маскировке аэродромов, воинских частей и важных военных объектов" (Прим.76*)
- вес минутного залпа (непрерывный огонь в течении минуты из всех видов вооружения) ЯК-1 равнялся 105кг, Ла-5 - 136кг, "Aircobra" - 204кг (Прим.68*)
- на выпуск одного Bf-109 фирма "Messerschmitt" тратила 4500 человеко-часов, тогда как сборка одного итальянского С.200 занимала уже 21 тыс. человеко-часов, или в 4,6 раза больше (Прим.75*)
- в 1940г в СССР было выпущено 21447 авиамоторов, из них менее 20% - доля отечественных разработок. В 1940г между ремонтный ресурс советских авиамоторов нормативно составлял 100-150 часов, реально - 50-70 часов, в то время, как этот показатель во Франции и Германии - 200-400 часов, в США - до 600 часов (Прим.87*)

ПРИМЕЧАНИЯ:
(Прим.1*) - А.Тарас "Подводные лодки второй мировой войны 1939-1945гг"
(Прим 2*) - Д.Джеймс "Лучший английский ас"
(Прим 3*) - Й.Штейнхоф "Мессершмиты над Сицилией"
(Прим.4*) - М.Антилевский "Авиация генерала Власова"
(Прим.5*) - Д.Пимлотт "Люфтваффе - военно-воздушные силы 3 рейха"
(Прим.6*) - А.Медведь "Советская разведывательная авиация в начальный период войны" журнал "Авиация" 8(4\2000)
(Прим.7*) - Ю.Рыбин "Служили два товарища" журнал "Авиация" 6(2\2000)
(Прим.8*) - М.Солонин "Бочка и обручи или когда началась война"
(Прим.9*) - И.Бунич "Гроза" Кровавые игры диктаторов"
(Прим.10*) - статья "Перелом" Энциклопедия "Мировая авиация" выпуск №153
(Прим.11*) - В.Голубев "Крылья крепнут в бою"
(Прим.12*) - В.Рунов "1941. Победный парад Гитлера"
(Прим.13*) - В.Котельников "И-14 - родоначальник "новой волны" статья в журнале "Авиация и время"
(Прим.14*) - Н.Бондаренко "Летим на разведку"
(Прим.15*) - Ю.Борисов "Ночной охотник "люфтваффе""журнал "Крылья Родины" 12\2001
(Прим.16*) - В.Котельников "Моторы большой войны" журнал "Крылья Родины" 7\2002
(Прим.17*) - Е.Черников "ИЛ-2 – гордость отечественной авиации" журнал "Крылья Родины" 5\2002
(Прим.18*) - В.Бешанов "Кроваво-Красная Армия. По чьей вине?"
(Прим.19*) - М.Тимин "Ответный удар"
(Прим.20*) - Р.Кершоу "1941год глазами немцев"
(Прим.21*) - А.Смирнов "Соколы, умытые кровью"
(Прим.22*) - П.Заика "Ударная сила люфтваффе.3 "Истребители" журнал "Крылья Родины"
(Прим.23*) - В.Котельников "Американцы в России"
(Прим.24*) - Д.Кауфман "Фортификация 2МВ 1939-1945гг. Третий рейх"
(Прим.25*) - В.Иванов "Самолеты Н.Н.Поликарпова"
(Прим.26*) - "Юнкерс F-13 - знаковый авиалайнер" сборник "Мировая авиация" №150
(Прим.27*) - статья "Истребитель военного времени" энциклопедия "Мировая авиация" №155
(Прим.28*) - А.Харук "Разрушители люфтваффе"
(Прим.29*) - Ф.Меллентин "Танковые сражения. Боевое применение танков во 2МВ"
(Прим.30*) - В.Августинович "Битва за скорость.Великая война авиамоторов"
(Прим.31*) - статья "Перелом" Энциклопедия "Мировая авиация" выпуск №153
(Прим.32*) - А.Клинге "Юнкерс-87. Штука в бою"
(Прим.33*) - К.Магеров "Несбывшаяся надежда !Арадо" журнал "Крылья Родины" 9\1995
(Прим.34*) - В.Котельников "Спитфайр. Лучший истребитель союзников"
(Прим.35*) - И.Мощанский "Трагедия брестской крепости"
(Прим.36*) - В.Бешанов "Летающие гробы Сталина"
(Прим.37*) - А.Шпеер "Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности"
(Прим.38*) - "В-17.Flying Fortress. Операции в Европе-ч.2" журнал "Мировая авиация" №52
(Прим.39*) - В.Котельников "М-34 - легендарный мотор Микулина" журнал "Авиация и космонавтика" №3\2010
(Прим.40*) - "De Havilland DH.98.Mosquito" журнал "Мировая авиация" №62
(Прим.41*) - М.Маслов "Воздушный экспресс" инженера Рафаэлянца" журнал "Крылья Родины" 1(4)\2010
(Прим.42*) - "А.Мэлан - южноафриканский ас" журнал "Мировая авиация" №69
(Прим.43*) - В.Раткин "Авиация в Сталинградской битве"
(Прим.44*) - "Авиаколлекция. Специальный выпуск 2\2002. Бомбардировщики 1939-45гг"
(Прим.45*) - В.Галин "Политэкономия войны. Заговор Европы"
(Прим.46*) - Г.Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915-2000"
(Прим.47*) - А.Фирсов "Крылья люфтваффе. Часть 4. Хеншель - Юнкерс"
(Прим.48*) - Д.Соболев "История самолетов 1919-45гг"
(Прим.49*) - "Операции ЦРУ" журнал "Мировая авиация" №63
(Прим.50*) - А.Медведь "Пикирующий бомбардировщик Пе-2. Пешка, ставшая ферзем"
(Прим.51*) - Д.Дональд "Боевые самолеты Люфтваффе"
(Прим.52*) - А.Харук "Ревущие бури Ямато"
(Прим.53*) - Ю.Мухин "Асы и пропаганда"
(Прим.54*) - С.Шунков "Самолеты Германии 2МВ"
(Прим.55*) - "Авиаколлекция. Спецвыпуск №2\2002. Бомбардировщики 1939-45гг"
(Прим.56*) - С.Шумилин "Які такі "перші Які" журнал "М-Хобби" 5\2013
(Прим.57*) - О.Рязанов "Огненные трассы в небе войны" журнал "Братишка" 10\2006
(Прим.58*) - В.Ерохин "Я участвовал в прорыве блокады Ленинграда" журнал "Братишка" 8\2007
(Прим.59*) - Д.Портер "Секретное оружие Гитлера 1933-45"
(Прим.60*) - "Обзор трофейной техники. Выпуск №1. Немецкая радиолокационная техника"
(Прим.61*) - А.Харук "Прицел на Север" журнал "Авиапарк" 1\2009
(Прим.62*) - В.Бредихин "Советская экономика в годы ВОВ"
(Прим.63*) - "100 битв, которые изменили мир. Балканы 1941-45" №145
(Прим.64*) - К.Кузнецов "Десантные планеры Сталина 1930-55гг"
(Прим.65*) - И.Ютилайнен "Я бил сталинских соколов"
(Прим.66*) - М.Зефиров "Асы 2МВ. Союзники люфтваффе: Венгрия, Болгария, Румыния"
(Прим.67*) - С.Колов "Мародер" на военной службе"
(Прим.68*) - В.Бакурский "Воздушная кобра" журнал "Мир техники для детей" 12\2005
(Прим.69*) - сборник "Легендарные самолеты: И-15" №80
(Прим.70*) - О.Растренин "Противотанковые "Харрикейны" журнал "Авиация и космонавтика" 4\2014(Прим.23*)
(Прим.71*) - М.Солонин "Фальшивая история Великой войны"
(Прим.72*) - Дегтев "Воздушные извозчики вермахта. Транспортная авиация люфтваффе 1939-45"
(Прим.73*) - А.Заблоцкий "Воздушные мосты Третьего рейха"
(Прим.74*) - сборник "100 битв, которые изменили мир" №162 "Операция Пойнт-Бланк 1944г"
(Прим.75*) - М.Зефиров "Асы Второй мировой. Союзники Люфтваффе: Италия"
(Прим.76*) - А.Осокин "Великая тайна Великой Отечественной. Ключи к разгадке"
(Прим.77*) - Н.Якубович "Незавидная участь Пе-8" журнал "Крылья Родины" 1\1996
(Прим.78*) - В.Лавровский "История с "бородой" журнал "Крылья Родины" 2\1996
(Прим.79*) - В.Савин "Летучая "Щука" журнал "Крылья Родины" 5\1996
(Прим.80*) - В.Котельников "Сверхкрепость" в Советском Союзе" журнал "Крылья Родины" 10\1998
(Прим.81*) - Н.Сойко "Полет "кондора" журнал "Крылья Родины" 1\2003
(Прим.82*) - В.Алексеенко "В суровые годы войны" журнал "Крылья Родины" 5\2000
(Прим.83*) - С.Колов "Классический "хейнкель" журнал "Крылья Родины" 3\2000
(Прим.84*) - сборник "Дальняя авиация России"
(Прим.85*) - В.Хейлман "Последние бои люфтваффе"
(Прим.86*) - А.Заблотский "Р-36 - первое приближение к Р-40" 12\2015, журнал "Арсенал-коллекция" 12\2015
(Прим.87*) - В.Котельников "Моторы большой войны" журнал "Крылья Родины" 7\2002
(Прим.88*) - М.Быков "Боевой «Костыль» Фридриха Николауса", журнал "Арсенал-коллекция" 5\2013

2 комментария: