CОДЕРЖАНИЕ: 100 тем

>БЕЛОПОЛЬСКАЯ СПЕШКА 1920 ГОДА >БИТЬ НАПОЛЕОНА >БОИ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ ЯЗЫКОМ ЦИФР >БРОНЕТАНКОВАЯ СТАТИСТИКА ВТОРОЙ МИРОВОЙ >БТТ АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ >БТТ ГИТЛЕРОВСКОЙ ОСИ >БЫЛИ НЕ ГОТОВЫ К ВОЙНЕ? >БЫТЬ ВОЙНЕ >БЫТЬ ПО СЕМУ! >В ЖЕРНОВАХ НКВД >ВЕЛИКИЕ ОБО ВСЁМ И НИ О ЧЕМ >ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ В ЦИФРАХ >ВОЕННЫЙ БЫТ И БЫТИЁ >ВРАГ У ВОРОТ >ВТОРОЙ ФРОНТ ВТОРОЙ МИРОВОЙ >ВЫКРУТАСЫ ИСТОРИИ >ГЕОПОЛИТИКА ВВЕРХ НОГАМИ >ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ СОЮЗНЫХ БОМБАРДИРОВОК >ДЕНЕЖНО-ПРОДУКТОВАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ЖИЗНИ >ДО НЕПРИЛИЧИЯ СТРАННАЯ ВОЙНА >ДО ПОРЫ МОЛЧАЛИВАЯ СМЕРТЬ >ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ФАШИЗМУ >ЕЩЕ РАЗ О БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ >ЗА ВЗЯТИЕ БЕРЛИНА >ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ И СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ >ИЗ НЕ ДОЗРЕВШЕГО >ИНТЕРЕСНОЕ ИЗ МИРА ЕДЫ И НАПИТКОВ >ИСКУССТВУ-БЫТЬ! >ИСПАНСКАЯ ПРЕЛЮДИЯ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ >ИСТЕРИЯ БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ >ИСТОКИ КРАСНОГО ТЕРРОРА >КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ >КАТАСТРОФА ЧЕТВЕРТОГО ФЛОТА МИРА >КИТАЙСКИЙ NO PASARAN >КОМУ ВЕРИТЬ ИЛИ ПРАВДА О АФГАНИСТАНЕ >КРЫМСКАЯ ЭПОПЕЯ 1854-55 ГОДОВ >КТО ВОЕВАЛ ЗА АНГЛИЮ >КТО КОГО КОПИРОВАЛ? >КТО ПРЯЧЕТСЯ ЗА ПСЕВДОНИМОМ >КУРСКАЯ БИТВА БЕЗ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ШЕЛУХИ ("РУМЯНЦЕВ-КУТУЗОВ") >КУРСКАЯ БИТВА БЕЗ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ШЕЛУХИ ("ЦИТАДЕЛЬ") >ЛЕНД-ЛИЗ БЕЗ КУПЮР >ЛЕНИН-ПОРТРЕТ БЕЗ РЕТУШИ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О АВИАЦИИ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКЕ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О НАДВОДНОМ ФЛОТЕ >МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О ПОДВОДНОМ ФЛОТЕ >МАЛОУПОМИНАЕМОЕ О ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ >МАРШАЛ-МАРОДЕР ЖУКОВ >НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ВОЕННОПЛЕННЫХ В СССР >НЕ ВЕЛИКИЕ СТРАННОСТИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ >НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ >НЕВОЛЬНИЧЬЯ ПРАВДА >НЕИЗВЕСТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ >НЕИЗВЕСТНОЕ О ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЯХ >НЕМЕЦКИЙ ПЛЕН И ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД >НЕОПРАВДАННАЯ ВОЕННАЯ ЖЕСТОКОСТЬ >НЕПОКОРНАЯ ПОЛЬША >НЕУДОБНАЯ ИСТОРИЯ >НКВД ПЕРЕД ЛИЦОМ ЦИФР >О ФОРМЕ СНАРЯЖЕНИИ НАГРАДАХ И ЗНАКАХ ОТЛИЧИЯ >О ЧЕМ НЕ ПРИНЯТО ГОВОРИТЬ ИЛИ ЛИЦЕНЗИОННОЕ ВОРОВСТВО >ОСОБЕННАЯ СПАРТА >ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУХОНЬ >ОСТОРОЖНО ДЕЗИНФОРМАЦИЯ >ПАРАДОКСАЛЬНО НО ФАКТ >ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ >ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ИЛИ ПЕРЕМЕШИВАНИЕ? >ПЛЕН И ВСЕ ЧТО ЕГО КАСАЕТСЯ >ПО СМЕРТИ БЕЗ ПОКОЯ И ПОЧТЕНИЯ >ПОЛТАВСКАЯ БАТАЛИЯ БЕЗ ПРЕДВЗЯТОСТИ >ПОМОЩЬ СССР ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ >ПОСЛЕ БОРОДИНСКОГО ПОБОИЩА >ПОТЕРИ ФАШИСТОВ ДО НАПАДЕНИЯ НА СССР >РЫЦАРСТВО НЕ ОТ МИРА СЕГО >СКРЫТОЕ РАБСТВО В СССР >СПАСИТЕЛЬНЫЕ КРЫЛЬЯ ЛЮФТВАФФЕ >СТАЛИН-ЭТО ЛЕНИН СЕГОДНЯ >СТИМУЛЫ ВОЕВАТЬ ЛУЧШЕ >СТРАТЕГИЯ ВЫЖЖЕННОЙ ЗЕМЛИ >СТРЕЛКОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ >ТАНКОВОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПОД ПРОХОРОВКОЙ >ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ШТАМПЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ >ТРОФЕЙНОЕ ВООРУЖЕНИЕ НА СЛУЖБЕ РККА И ВЕРМАХТА >ТЯГЛОВАЯ СИЛА ВТОРОЙ МИРОВОЙ >УЧАСТИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В ВОЙСКАХ ГИТЛЕРА >ФАШИСТСКАЯ ПОМОЩЬ СССР >ФАШИСТСКИЙ ЛЕНД-ЛИЗ >ФИНСКАЯ ЗИМНЯЯ ВОЙНА >ХАЛХИН-ГОЛ И ХАСАН В ЦИФРАХ >ХИМИЯ ОТ ДЬЯВОЛА >ЦЕНА ПОБЕД-ПОРАЖЕНИЙ 2МВ >ЦЕРКВИ В СССР >ЧЕРНЫЕ МЕТКИ БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ >ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ДИСЦИПЛИНАРНОМ БАТАЛЬОНЕ >ЧТО НЕ ТАК С ЛЕДОВЫМ ПОБОИЩЕМ? >ШОУ ЯЧМЕННЫХ ЛЮДЕЙ >ЭКОНОМИКА ГЕРМАНИИ НАКАНУНЕ И ВО ВРЕМЯ 2МВ >ЭТИКЕТОМ ПО СТОЛУ

О ЧЁМ НЕ ПРИНЯТО ГОВОРИТЬ ИЛИ ЛИЦЕНЗИОННОЕ ВОРОВСТВО

24.02.2022 - последнее, в отличие от репостов, обновление темы
Новая информация выделяется красным, но не обязательно находится в начале темы.
Интересное из Нета по данной теме: "Не стоит стыдится", "Не с чистого листа", "Советские копии западных товаров"

Меня абсолютно не интересует моральный аспект сколько и чего из чужих технологий "внедрил" СССР у себя. Труднее вразумительно пояснить факт того, что даже обладая всем спектром передовых мировых технологий своего времени, СССР так и не смог представить ничего путного перед началом Великой Отечественной войны, а успех лучших образцов советской технической мысли, определивших исход войны, базируется лишь на их необычайной массовости на фоне технологического и ресурсного истощения врага.
P.S: для пущего удобства я разбил тему на две подтемы
1. Послевоенное лицензионное воровство
2. Довоенное лицензионное воровство

ПОСЛЕВОЕННОЕ ЛИЦЕНЗИОННОЕ ВОРОВСТВО:
- мотороллер "Вятка" ВП-150 - копия итальянского мотороллера "Vespa" 150GS
- мотоцикл "Минск" М1А - копия немецкого мотоцикла DKW RT-125
- мотоцикл ИЖ-49 (знаменитый "русский Харлей") без какой-либо лицензии на немецкий DKW NZ-350 выпускался в СССР в 1946-58гг на оборудовании фирмы DKW, вывезенном в счет репараций с побежденной Германии
- калькулятор "Электроника" БЗ-04 1974 года выпуска - не лицензионный аналог японского "Sharp" EL-805 1973 года выпуска
- калькулятор "Электроника" ДД 1968 года выпуска - не лицензионный аналог японского "Sharp" Compet CS-30A 1973 года выпуска
- калькулятор "Электроника" МК-85 - не лицензионный аналог японского Casio FX-700P
- пылесос "Чайка" (1963г выпуска) - не лицензионная копия пылесоса "Remoco", который выпускался в Голландии в 1937г
- фен для волос "Лилия" (1972г выпуска) - не лицензионный аналог немецкого "Braun" HDL.321, выпускавшегося в 196
- фен для волос "Аэлита-1" выпускался с 1971г и был копией без лицензии с "Morphy-Richards Noiseless" 1959 года выпуска
- телевизор КВН-49 (выпуск - 1949г) - не лицензионная копия американского телевизора RCA 621-TS, выпускавшегося в 1946г
- плитка туристическая ПТ-1 "Турист" - незаконно скопирована с "Optimus Hunter"
- магнитофон "Мелодия МГ-56" (выпускался с 1956г) - не лицензионная копия магитофона "Grundig TK-820", 1955г выпуска
- магнитофон "Авангард", 1956г выпуска без разрешения скопирован с немецкого "Grundig TK-5", 1955г выпуска
- магнитофон "Электроника-301", 1972г выпуска - без разрешения скопирован с "Grundig C-100", 1965г выпуска
- магниофон "Электроника-302", 1984г выпуска - без разрешения скопирован с "Telefunken R-210", 1974г выпуска
- магнитофон "Десна", 1964г выпуска незаконно скопирован с "Norelco Philips" EL3302, 1963г выпуска
- магнитофон "Яхта-1м", 1987г выпуска незаконно скопирован с "Nagra SNST", 1976г выпуска
- видеомагнитофон "Электроника ВМ-12" был без разрешения скопирован с японского "Panasonic NV-2000"
- электробритва "Микма"-101 (1980г выпуска) - не лицензионная копия немецкой Braun Sixtant SM-31, которая выпускалась в 1962г
- электробритва "Агидель М", 1987г выпуска - не лицензионная копия голландской "Philips SC-8010", 1965г выпуска
- электробритва "Нева"-3, 1969 года выпуска - не лицензионная копия американской "Remington"-60, 1953 года выпуска
- электробритва "Москва", 1960г выпуска - не лицензионная копия голландской "Philips SC-7743", 1951г выпуска
- компьютер "Агат" - советская не лицензионная копия американского компьютера "Apple-II", экспортный вариант которой радиопромышленность СССР на 1983г предлагала за 17 $ тыс. иностранным покупателям
- фотоаппарат "Зоркий-10" - нелицензионная копия японского "Ricoh Auto-35"
- серия фотоаппаратов "Москва" 1946-49 годов выпуска - копия довоенного немецкого фотоаппарата "Цейсс Иконта"
- фотоаппарат "Пионер" - советская копия фотоаппарата "Leica-I"
- фотоаппараты "Киев-1" и "Киев-2" - копии довоенных немецких фотоаппаратов "Contax-II" и "Contax-III" соответственно
- шведский фотоаппарат Hasselblad 1600F модели 1948г СССР с 1957г выпускал под маркой "Салют"
- первые серийные советские фотоаппараты "ФЭД" появились в 1934г и являлись точной копией немецкого фотоаппарата "Leika II" (Прим.58*)
- фотоаппарат "ФЭД-Микрон" - не лицензионная копия японского фотоаппарата "Konica"-CYC
- фотоаппарат "Эликон" - незаконно скопированный японский фотоаппарат "Olimpus", а "Эликон-автофокус" - скопированная без лицензии "Konica-C35AF"
- фотоаппарат "Ломо" Компакт-автомат - незаконно скопированнный японский "Cosina" СХ-2
- серия портативных электронных игр Game Watch от японской Nintendo с 1984г выпускалась в СССР под собственной маркой "Электроника": оригинальная Nintendo EG-26 Egg превратилась в "Ну, погоди!" и "Охота", Nintendo OC-22 Octopus стал "Тайнами океана", а Nintendo FP-24 Chef — "Веселым поваром"
- лицензии на английские турбореактивные авиадвигатели "Нин" и "Дервент" СССР купил в 1948г (Прим.90*)
- оптический авиационный прицел ОПБ-4С являлся копией американского прицела "Норден" (Прим.83*)
- советский бинокль Б8х30, что выпускался в СССР с 1947г, был копией немецкого бинокля Karl Zeiss Jena Deltrentis 8х30 модели 1920г
- прототипом советского армейского трехцветного фонаря стал немецкий аналог Daimon-2213 модели 1939г
- пылесос Lewyt-40 (1947г выпуска в США) с 1954г выпускался в СССР как "Москва"
- утюг бытовой "Яуза" УТ-1000, 1989г выпуска - голландский утюг Philips HD-1120, который выпускался в 1971г
- утюг бытовой УТП-1000 - скопированная без ліцензии Roebuck Kenmore-6272
- утюг дорожный УЭ-4 выпускался в СССР с 1961г и являлся не лицензионной копией утюга Clem 1954г выпуска
- швейная машинка "Тула" - аналог немецкой "Zundapp" времен 2МВ
- радиоприемник "Звезда-54" - не лицензионная копия французского "Exelsior"
- проигрыватель "Эстония-010" - не лицензионная копия "Sharp" Optonika RP-7100
- проигрыватель "Электроника" Б1-01 - - не лицензионная копия швейцарского "SThorens" TD-125
- советский автобус ЗИС-154 с 1946г выпускался по лицензии General Motors на автобус TDH-3610. Также по лицензии этой фирмы выпускался в СССР троллейбус МТБ-82Д и трамвай МТВ-82
- автобус ЛАЗ-695 скопирован в 1956г с западногерманского автобуса "Mangus" (Прим.44*)
- легковой автомобиль "Победа" М-20 - послевоенная копия американского автомобиля "Chevrolet Fleetline Aero" образца 1942г
- легковой автомобиль "НАМІ-1" - копия довоеннойй чешской "Tatra-11" образца 1923г
- легковой автомобиль "Москвич"-401 - послевоенная копия немецкого "Opel Kadett K38 Saloon" образца 1938г (Прим.63*)
- легковой автомобиль "Москвич"-402 выпускался в СССР с 1956г, как не лицензионная копия немецкого "Opel" модель Olimpia-Record", что, в свою очередь, выпускался в 1947-53гг
- легковой автомобиль ЗАЗ-965, который выпускался в СССР с 1960г - незаконно скопированный итальянский Fiat-600, 1955г выпуска
- дизайн и компоновка агрегатов легкового автомобиля "Запорожец" ЗАЗ-966 скопированы с западногерманского NSU "Prinz"
- SCR-695 (ответчик "свой-чужой") с американского самолета В-29 стал прототипом отечественного аналога (Прим.25*)
- в 1945г в СССР вынуждено сели три американских В-29 "Stratofortress", их экипажи были интернированы, а самолеты, два из которых, были разобраны для дальнейшего копирования и производства в СССР в качестве бомбардировщика Ту-4, а один остался в качестве эталона (Прим.21*,59*,62*)
- немецкий турбореактивный двигатель Jumo-004 от истребителя Me.262 послужил основой для авиадвигателя НК-12 и НК-12МП стратегического бомбардировщика Ту-95, а также Ту-142, Ту-95МС и Ан-22

ДОВОЕННОЕ ЛИЦЕНЗИОННОЕ ВОРОВСТВО:
- танковый призменный перископический прибор кругового обзора МК-4 был скопирован с английского оригинала в 1943г (Прим.75*)
- советские танковые прицелы ТШ-15 и ТШ-16 являются точными копиями немецкого, времен 2МВ, танкового прицела TZF-12a (Прим.39*)
- в 1934г у итальянской фирмы "Ansaldo" была куплена техническая документация на крейсер типа "Raimondo Montecuccoli", который стал в СССР прототипом крейсеров типа "Киров", а также комплект механизмов и техдокументацию легкого крейсера типа "Eugenio di Savoia" (Прим.70*), эсминец типа "Mistrale" этой же фирмы стал в 1933г прообразом советских эсминцев проекта "7-й серии". Изготовлено 53 единицы (Прим.13*)
- у фирмы "Odero-Terni-Orlando" (Италия) была куплена лицензия на лидер "Ташкент", который стал в 1938-40гг основой для советских эсминцев проектов "20", "35", "48" (Прим.19*,52*)
- с 1932г по лицензии итальянской фирмы "Силурифичио итальяно" (г.Фиуме) в СССР производились авиационные 18-ти дюймовые торпеды 45-36АН и 45-36АВА (Прим.51*,59*,84*)
- с 1937г производилась закупленная в Италии торпеда "тип 53-38" для установки на советские торпедные катера, взамен отечественной "типа 53-27к", снятой с производства из-за многочисленных дефектов (Прим.3*)
- первый советский карбюратор ЛКЗ-23 - копия зарубежного карбюратора "Solex" (Прим.71*)
- лицензия на чешскую пушку "Skoda" С-5 была приобретена СССР в марте 1935г (Прим.65*)
- 210мм пушка Бр-17 и 305-мм гаубица Бр-18 обр.1939г изготовлялись по лицензии чешской фирмы "Skoda", причем снаряды для Бр-18 так и остались исключительно чешского производства (Прим.54*)
- трактор СТЗ 15\30 - копия американского "McCormick Deering" образца 1927г (Прим.73*)
- трактор "Большевик" - копия английского трактора "Hoult" (Прим.61*)
- с 1924г ХТЗ производил для РККА гусеничный трактор "Коммунар" - упрощенную копию немецкого трактора "Hanomag" WD-50 и его вариацию - "Коминтерн" (Прим.64* и 61*)
- модель "Sixty" трактора "Caterpillar" с 1930г по 1937г выпускалась в СССР, как трактор С-60 "Сталинец-60" (Прим.56* и 61*)
- американская амфибия "Ford-GPA" скопирована СССР в 1943г, а американский же плавающий грузовой автомобиль GMC DUKW 353 скопирован в конце ВОВ (Прим.61*)- советский автомобиль ГАЗ-М1 ("эмка") - копия американского "Ford" V8-40 модели 1933г (Прим.61*)
- советский двигатель ГАЗ-11 - копия американского двигателя "Dodge" Д-5 "Экспорт" (Прим.60*)
- правительственный ЗиС-110 - копия любимой Сталиным большой модели 1942г американского "Packard" (Прим.69*)
- ГАЗ-13 "Чайка" - это почти полная копия американского Packard Caribbean/Patrician с советским 5,5-литровым 195-сильным мотором V8 под капотом
- американский грузовик GМС-803 стал на ярославском автозаводе советским ЯГ-7 (Прим.49*)
- электрогенератор "Siemens" без всякой лицензии делали на заводе им. Лепсе (Прим.51*)
- в СССР был скопирован импортный (чей? - прим.ред) авиационный дымоаппарат Д-200 для постановки дымовых завес (Прим.51*)
- немецкий авиационный прицел "Герц" был в 1932г скопирован и выпускался в СССР под обозначением ОПБ-1, а прицел "Герц-Бойков" - как ОПБ-2 (Прим.51*)
- советский авиационный синхронный прицел для бомбометания с горизонтального полета СП-1, что выпускался в СССР с 1940г, был не лицензионной копией немецкого аналога "Лотфе-7В" (Прим.78*)
- с 1941г СССР приступил к массовому производству фибровых авиационных бензобаков для замены ими металлических, взяв за основу конструкцию немецких баков (Прим.78*)
- специальное устройство для пикирования с использованием воздушных тормозов и автомата пикирования было скопировано в 1940г с соответствующего немецкого аналога, серийно устанавливаемого на пикирующих бомбардировщиках люфтваффе (Прим.78*)
- советский военный катер "тип КМ" - копия немецкого полицейского цельнометаллического катера, чертежи которого попали в СССР в 1930г с одной из верфей гамбургского судостроительного завода (Прим.47*)
- в 1930г в Англии, у фирмы "Виккерс- Армстронг" были закуплены 20 танкеток, 15 легких танков Мк.А и 15 средних Mk.II с полным набором документации для их производства в СССР (Прим.113*)
- танкетка Т-27 - выпускаемый по лицензии английский "Carden-Loyd" Mk6
- английский танк "Vickers-шеститонный" был принят на вооружение РККА в 1931г под обозначением Т-26 (Прим.45* и 1*)
- немецкая "Фау" с 1945г производилась в СССР уже как советская "10х" (Прим.43*)
- с 1937г в СССР выпускались 45мм автоматическое зенитное орудие 49-К (ЗИК-45) и 61-К (ЗИК-37), которые делалось по образцу шведской зенитной пушки L60 "Bofors" (Прим.42*)
- "75мм зенитная пушка образца 1931г" выпускалась в СССР по лицензии немецкой фирмы "Rheinmetall". Сменив калибр 75мм на 85мм данное орудие стало называться "85мм зенитная пушка образца 1937г" (Прим.1*)
- немецкая фирма "Rheinmetall" в 1930г оказала техническую помощь в организации производства в СССР: 7,62 см зенитная пушка, 15,2 см миномет, 3,7-см противотанковая пушка (советское обозначение "37мм. противотанковая пушка образца 1930г", производилась до 1942г и её модернизированный вариант", 45 мм. противотанковая пушка образца 1937г"), 20 мм. зенитный автомат производился в СССР по лицензии немецкой фирмы "Rheinmetall" под названием "20 мм. автоматическая зенитная и противотанковая пушка образца 1930г", 15,2-см гаубица (выпускалось в СССР под обозначением "152 мм. мортира образца 1931г, 3,7-см автоматическая зенитная пушка "61-К", созданная на основе германской пушки 3,7cm Flak 18 (Прим.6*)
- ЗИС-151 – внешне изменённая копия "Studebaker US-6"
- 24.12.30г два образца танка Кристи легально, с разрешения госдепа США, были проданы советскому "Амторгу" и вывезены в СССР (Прим.74*). За новейший же образец танка Кристи ("летающий танк" М.1932 - Прим.74*) СССР уплатило автору 20 тыс. долларов и нелегально, минуя запрет США на его вывоз, переправило вместе с чертежами в СССР, где он получил обозначение БТ-32 и на его основе выпускались танки БТ-2 (Прим.76*), БТ-5, БТ-7 (Прим.41*,74*,1*)
- БТР-40 - советская копия американского бронетранспортера "Scout Car" M3A1 (Прим.40*)
- в 1933-34гг моторостроители ХТЗ в Германии выбрали мотор "BMW" мощностью 500 л\с, который затем по лицензии производился в СССР как двигатель М-17т для установки на танках Т-28 (Прим.38*)
- французский авиационный карбюратор "Зенит" 60DCJ производился в СССР как К-17 (Прим.37*)
- финский судовой двигатель "Sulzer" на 800 л\с выпускался в СССР без лицензии (Прим.35*)
- все советские предвоенные мотоциклы являлись копиями зарубежных аналогов: первый серийный советский мотоцикл Л-300 (он же ИЖ-7) - копия немецкого DKW Luxus-300, тяжелый байк с коляской ПМЗ-А-750 - двигатель американской Harley-Davidson и ходовая часть фирмы BMW, мотоцикл М-72 (и его модификации М-72М и К-750) (производство началось в начале ВОВ) - точная копия немецкого BMW-R75 (Прим.36* и 20*), тяжелый мотоцикл ТИЗ АМ-600 - очередная вариация Harley-Davidson, по другим данным ТИЗ АМ-600 делался в СССР в 1935-45гг (исключительно для нужд НКВД и РККА) по лицензии английской фирмы BSA на модель "Sloper"
- двигатель советского мотоцикла Л-300 был скопирован с английского (Прим.51*). Сам же мотоцикл был копией немецкого мотоцикла DKW Luxus-300
- лицензионный "Fiat" был двигателем советского автомобиля АМО (Прим.26*)
- советский автомобиль АМО-2 собирался из готовых узлов американского Autocar Dispatch SA, АМО-3 (он же ЗИС-5) – тот же АМО-2, но только собранный из отечественных деталей (Прим.31*)
- пистолет ТТ (тульский Токарева) - не самая удачная реплика американского Colt М1911
- пистолет Макарова (ПМ) создан на базе пистолета "Walter"- РР (Pistole Polizei) (Прим.12*)
- первые советские противотанковые ружья появились в битве под Москвой и были копиями немецкого ПТР образца 1939г (Прим.18*)
- оружейный прицел Д-3 - точная копия немецкого аналога фирмы "Zeiss", производимого с 1927г на первых отечественных заводах по производству качественной оптики, ставших результатом подписания договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и Германией в апреле 1926г (Прим.27*)
- в 20-е годы 20 века на Подольском патронном заводе под Москвой было налажено производство точной копии немецкого маузеровского патрона 7,63х25мм (Прим.48*)
- автожир C8R английской фирмы "Сиерва отоджиро компани" в 1929г стал прототипом первого советского автожира КАСКР-1 ("Красный инженер"). Он практически полностью соответствовал аппарату Сиервы по своей компоновке, размерам и весу. Его переделали из самолета У-1 (советской копии "Avro-504") и использовали мотор М-2-120 (советская не лицензионная копия французского мотора "Рон") (Прим.103*)
- впервые воровством пришлось заниматься, когда в 1919г будущему знаменитому авиаконструктору Ильюшину было поручено разобрать и перевезти сбитый ранее самолет "Avro-504" с мотором "Рено" французского производства в Москву, где с него сняли чертежи и начали массовое производство под названием У-1 (Прим.2* и 28*)
- советский самолет КР-1 (корабельный разведчик-первый) - поставлявшийся на экспорт в СССР немецкий самолет HD.55 (Прим.55*,66*,80*)
- немецкий самолет "Storch" в 1940г в СССР стал ОКА-38 "Аист" ШС (штабной самолет) (Прим.46*,50*,53*)
- истребитель ЛаГГ-3 фактически являлся ухудшенной советской копией "Messerschmitt" Bf-109, созданной ОКБ Лавочкина в конце 1939 – начале 1940г (Прим.30*)
- Junkers W33 в СССР, как ПС-4 выпускался в Иркутске (Прим.72*)
- самолет ПС-84 (он же военно-транспортный Ли-2) - лицензионный вариант американского транспортного Douglas DC-3-186 ("Dacota") (Прим.1*, 29*,32*,77*)
- многоцелевой военный самолет Р-1, скопированный в 1923г без всякой лицензии, английский самолет "Heviland" DH-9А (Прим.17*,4*)
- советский истребитель И-7 с 1929г выпускался по лицензии фирмы "Heinkel" на немецкий самолет HD.37 (Прим.55*,67*,109*)
- лицензия на французские истребители "Coudron" С-690 и С-713 была закуплена СССР в 1937г (Прим.24*,105*)
- советский самолёт ПС-43 (военный вариант - штурмовик БШ-1) - это выпускаемый по лицензии американский штурмовик V-11G "Vultee" (Прим.79*,112*)
- летающая лодка "Савойя - 62бис" с 1932г по лицензии выпускалась в СССР под обозначением МБР-4 (Прим.14*,11*,66*)
- в США была куплена лицензия на амфибию "Сикорский S-43а"; По другим же данным, весной 1937г СССР приобрел только единичный экземпляр S-43" ("Бэби клиппер") у американской фирмы Сикорского (Прим.85*)
- в 1936г СССР приобрело у США лицензию на производство летающей лодки "Martin" 156 (Прим.51*)
- в марте 1937г СССР купил у США 2 двухместных истребителя 2РА-L "Северский" и лицензию на его производство (Прим.82*)
- гидросамолет PBY-1 "Catalina" американской фирмы "Consolidated" выпускалась в СССР по лицензии до конца 1940г, как ГСТ для ВВС ВМФ и как МП-7 для гражданской авиации (Прим.37*,5*,68*,77*,94*)
- ГПД-6 - основной советский десантный парашют в начале войны, представлял собой лицензионный американский "Irvin", первоначально предназначавшийся для экипажей самолетов (Прим.29*,34*)
- автопилот АВП-12 выпускался по лицензии фирмы "Спарр" (США) (Прим.16*,32*,77*)- авиационные винты изменяемого шага "Hamilton" выпускались в СССР по американской лицензии под обозначением ВИШ-2, ВИШ-3 и ВИШ-5 (Прим.16*,32*,37*,77*)
- немецкая подводная лодка "7с-серии" с 1945г стала строиться в СССР, как лодка "613 проекта" (Прим.22*)
- подводная лодка серии "М" ("Малютка") была практически идентична немецкой подводной лодке серии ІІВ (Прим.57*)
- подводная лодка тип "Д" ("Декабрист") - упрощенный "улучшенный" вариант большой итальянской субмарины типа "Balilla" (Прим.15*)
- подводные лодки "тип К" ("крейсерские") строились по украденным в 1932г советской разведкой чертежам итальянского подводного заградителя "Pietro Vicca" (Прим.15*)
- подводная лодка "тип С" ("средние") строилась в 1932г по чертежам субмарины тип "Е-1" немецкой фирмы "Дешимаг". При постройке этого типа подводных лодок также использовались чертежи немецкой субмарины тип "1А" (Прим.15*)
- авиамотор М-4 это ещё при царизме купленная лицензия "Hispano-Suisa"
- авиамотор М-5 - копия американского мотора "Liberty-12" (Прим.5*,92*)
- авиамотор М-6 - лицензионный французский 8Fb "Hispano-Suisa" (Прим.108*)
- авиамотор M-17 - выпускаемый по лицензии BMW-6, устанавливался на самолёты Р-1, Р-5, І-7, ТБ-1, ТБ-3, Р-6, Ант-9, танки ТБ-5 и ТБ-7, на базе этого мотора впоследствии созданы советские М-34, М-35, М-105 (Прим.5*,8*,35*)
- авиамотор М-18 - лицензионная копия французского "Lauren-Ditrich"
- авиамотор М-22 это английский Bristol "Jupiter-8" (Прим.5*,33*,35*), по другим же данным, лицензия была куплена на французский авиамотор GR9Af фирмы "Гном-Рон", который, в свою очередь, являлся лицензией с английского Bristol "Jupiter-8" (Прим.80*)
- авиамотор М-25, он же РЦФ-5 (стоял на И-15) - это лицензионный американский "Wright-Cyclone" SGR-1820F3. Все последующие советские его модификации М-62, М-63, М-71, М-82 - чистое воровство удачных изменений моторов этого типа у американцев (Прим.5*,8*,32*,101*)
- авиамотор М-75 - лицензионный французский "Гном-Рон Мистраль-Мажор 9К" (Прим.108*)
- авиамотор М-85 и его модификации М-86, М-87, М-88, М-88а, М-89, М-90 - лицензионный "Гном-Рон Мистраль-Мажор К-14" (Франция) (Прим.5*,8*,35*,101*)
- авиамотор М-100 (стояли на бомбардировщиках СБ) и его модификации М-100а, М-103, М-104, М-105, ВК-107...- по лицензии "Hispano-Suisa" Hs-12 (Франция) (Прим.5*,8*,77*,101*)
- авиамотор М-105П, созданный на основе немецкого двигателя фирмы "Junkers", выпускался в СССР по лицензии с конца 30-х годов (Прим.30*)
- авиамотор МВ-4 выпускался в СССР по французской лицензии на "Рено"-4 (Прим.24*,105*,108*)
- авиамотор МВ-6 выпускался в СССР по французской лицензии на "Рено"-6Q-01 (Прим.24*,105*,108*)
- с лета 1944г автоматы регулирования температуры АРТ-41 были скопированы с немецкого образца (Прим.9*)
- по итогам исследования в 1938г трофейного He-111b-1 отечественная промышленность получила предписание срочно скопировать немецкую фару, шлем с ларингофоном, (переговорное устройство СПУ-3бис) и более легкий по весу электрогенератор "Bosch" - у нас ГС-1500 (Прим.9*,32*)
- по концессии фирма "Junkers" до 1927г изготавливала цельнометаллические разведчики Ju-20 и Ju-21 для ВВС РККА - в СССР не умели изготавливать цельнометаллические самолёты
- пневматические авиационные стартеры "Bristol" производились в СССР без лицензии
- трёхмоторный бомбардировщик "Junkers" ЮГ-1 переименовали в ПС-5 (всего было 23 самолёта, использовавшиеся в качестве бомбардировщика и торпедоносца)
- трансмиссия танка КВ-1 - украденная трансмиссия "Final Drive" А-23 (США), от которой американцы отказались за 15-20 лет до внедрения на танках КВ (Прим.7*)
- Газ-АА и Газ-А (первый советский легковой автомобиль) - сделанные по американской лицензии "Ford-АА" и "Ford-А" (Прим.61*). На базе "Ford-А" создан в СССР бронеавтомобиль ФАИ. Автомобиль Газ-М1 собирался из американских узлов и агрегатов. Его военный вариант - бронеавтомобиль БА-20. Бронеавтомобиль БА-10 выпускался на шасси "Ford- ААА" или "Chevrolet". До и вовремя войны все советские бронеавтомобили выпускались на американских шасси.
- Газ-1М - копия американского автомобиля Ford model B
- легковушка КИМ - 10-50 - копия американского Ford Perfect, что выпускалась в СССР в 1940-41гг
- первый советский "джип" ГАЗ-64 - копия американского военного внедорожника "Ford Pygmy" образца 1940г
- в конце 1942г базовой машиной при создании отечественной самоходной установки послужила трофейная немецкая самоходная установка "Артштурм", получившая советское обозначение СГ-122, в дальнейшем также выпускавшаяся в СССР и на базе танка Т-3
- турбокомпрессор ТК-19 - точная копия американского аналога с двигателя Wright-Cyclone R-3350 (Прим.23*)

ЕЩЕ КОЕ-ЧТО В ТЕМУ:
- французские двухместные многоцелевые бипланы "Potez"-25 и "Brege" Br-19, купленные в 1929г во Франции, прошли в НИИ ВВС РККА всесторонние исследования (Прим.106*)
- два итальянских истребителя-биплана "Fiat" CR.20 были приобретены в 1929г в Италии с целью последующей покупки лицензии (Прим.109*)
- два чешских истребителя-биплана ВН-33 весной 1929г купил СССР с возможностью последующей постройки их в СССР по лицензии (Прим.104*)
- в феврале 1945г по просьбе СССР Англия передала для изучения один экземпляр четырехмоторного бомбардировщика "Стирлинг" (Прим.102*)
- немецкие боевые самолеты Do-215 и Ju-88 с весны 1940г проходили всесторонние испытания в НИИ ВВС РККА (Прим.101*,107*,110*)
- из купленного в США в сентябре 1936г пассажирского самолета V-1AS "Vultee" было рекомендовано, в частности, для дальнейшего внедрения в самолетах ВВС РККА почти полтора десятка новаторских конструктивных заимствований (Прим.98*)- в 1938г у фирмы Локхид (США) был куплен самолет "Электра" L-10, который в СССР был сначала разобран до отдельного узла, который, в свою очередь, был детально проанализирован. Еще 2 подобных самолета стали трофеями РККА после разгрома Польши в 1940г (Прим.97*)
- в конце 1927г в СССР проходили исследования немецкого авиационного бомбового прицела "Герц-Бойков" (Прим.94*)
- два бельгийских биплана "Фантом" осенью 1936г были закуплены СССР и исследовались до июня 1937г (Прим.95*)
- перехватчик-биплан "Файрфлай", купленный в октябре 1932г в Англии, испытывался в НИИ ВВС РККА до августа 1933г (Прим.96*)
- с мая по июль 1937г в СССР проходили сравнительные испытания американских гидросамолетов DF-195 и S-43 (Прим.93*)
- японский истребитель Ki-27 попал в НИИ ВВС РККА после боев на Халхин-Голе и проходил всесторонние исследования до весны 1940г (Прим.91*)
- осенью 1936г в США был куплен двухмоторный бомбардировщик "Мартин" 139WR, который на 1939г прошел всесторонние испытания в НИИ ВВС РККА (Прим.89*)
- в начале 1938г в СССР из воюющей Испании был вывезен немецкий бомбардировщик Не-111В-1, который затем был всесторонне исследован в НИИ ВВС РККА (Прим.88*,99*,100*)
- в 1939г в СССР попал при невыясненных обстоятельствах японский биплан Ки-10-2, который прошел всесторонние исследования в НИИ ВВС РККА (Прим.87*)
- два польских двухмоторных бомбардировщика PZL "Лось", что стали советскими трофеями в 1939г, до весны 1940г были всесторонне исследованы и прошли летные испытания в НИИ ВВС РККА (Прим.86*)
- 23.08.1960г вышло постановление Совета Министров СССР №918-383 "О воспроизведении самолета-разведчика "Локхид" U-2 по сохранившимся останкам и материалам сбитого самолета". Советский аналог получил обозначение С-13, но уже 12.05.1962г постановлением №440-191 работы по нему были прекращены (Прим.81*)
- материалы зарубежного технологического опыта советских специалистов получали примечание "Данные этого доклада не цитировать в печати, доклад надавать иностранным специалистам, брать у сотрудников подписку о соблюдении настоящих правил" (Прим.16*)
- в предвоенный период за основу внедрения немецкого опыта в советское авиастроение, порученного 20 ведущим авиастроительным заводам, были взяты истребители He-100 (Прим.78*,79*), Bf-109Е (Прим.78*,101*), бомбардировщик Ju-88 (Прим.78*,101*), учебно-тренировочный Fw-58, и связной Физелер "Шторх". Отдельные конструктивные усовершенствования были позаимствованы у бомбардировщиков Do-215 и He-111, истребителя Me-110. Так с Не-100 были взяты для дальнейшего внедрения на советских истребителях конструкция крыла, ручки управления, синхронизатора, сдвижного фонаря кабины, кока и лопастей винта, а также система аварийного выпуска закрылков и подвесных щитков шасси. У Bf-109Е авиазаводами была скопирована ручка управления, стандартная кабина, система аварийного сброса фонаря, предкрылки и стопоры хвостового колеса. С бомбардировщика Ju-88 был скопирован и внедрен сепаратор водосистемы, термическая антиобледенительная система, электромеханический кран аварийного слива топлива, реактивные выхлопные патрубки, гидравлическая помпа, гидропривод и устройство обогрева кабины. В производство была запущена конструкция тормозного колеса с ребристой тормозной рубашкой по образцам Ju-88, Ме-110 и Do-215, а также пластинчатые радиаторы по типу воздушно-водяного и воздушно-масляного радиаторов на Ju-88, Ме-110 и Do-215 (Прим.78*)
- лицензионный американский двигатель "Liberty" L-12 стоял на советских танках БТ-2 та БТ-5, лицензионный немецкий BMW-6 (в СССР - М-17) стоял на танках Т-28, Т-35, БТ-7, советский дизель В-2, что стоял на танках Т-34 и КВ-1, - это австрийский двигатель "Майбах" или американский тракторный двигатель (Прим.111*)

ПРИМЕЧАНИЯ:
(Прим.1*) - В.Алексеенко "Пара беллум"
(Прим.2*) - Н.Богданов "В небе – Гвардейский Гатчинский"
(Прим.3*) - Б.Соломонов "Торпедные катера серии Г-5" журнал "Армада" №19
(Прим.4*) - В.Котельников "Проигравший битву" журнал "Авиамастер" 1\2002
(Прим.5*) - М.Мухин "Авиапромышленность СССР в 1921-1941гг"
(Прим.6*) - А.Широкорад "Бог войны третьего рейха"
(Прим.7*) - военно-технический сборник "Невский бастион" 1\1997 (выпуск №2)
(Прим.8*) - В.Алексеенко "Советские ВВС накануне и в годы ВОВ" журнал "Авиация и Космонавтика"
(Прим.9*) - Д.Белов "Пара слов о шести рычагах" журнал "Авиамастер" 8\2006
(Прим.10*) - В.Котельников "Самолет 31" журнал "Авиация №8" 4\2000
(Прим.11*) - А.Артемьев "Самолет МБР-2 - романтическое прошлое морской авиации" журнал "Авиация №12бис"
(Прим.12*) - Р.Адам "Личное огнестрельное оружие"
(Прим.13*) - А.Морин "Эскадренные миноносцы типа "Гневный"
(Прим.14*) - В.Котельников "Летающая лодка Дорнье "Валь"
(Прим.15*) - А.Тарас "Подводные лодки второй мировой войны 1939-1945гг"
(Прим.16*) - М.Мухин статья "Амторг в журнале "Полигон" №3-лето 2000
(Прим.17*) - М.Маслов статья "Старый служака" журнал "Авиация и время" 2\2001
(Прим.18*) - статья "Удильщики"(беседа с фронтовиком-птрщиком И.С.Горбуновым) журнал "Полигон" 3\2002
(Прим.19*) - К.Кулагин "Большой флот" накануне большой войны" журнал "Флотомастер" 3\2001
(Прим.20*) - А.Драбкин "Я дрался на Т-34"
(Прим.21*) - Л.Кербер "А дело шло к войне"
(Прим.22*) - В.Балабин "Подводные лодки зарубежных проектов в отечественном флоте"
(Прим.23*) - В.Ригмант "ПЕ-8. Летающая крепость Красной Армии"
(Прим.24*) - Ю.Засыпкин "С мотором "Рено-6" "журнал "Крылья Родины" 1\2002
(Прим.25*) - И.Михелевич "Долгая дорога в небе" журнал "Крылья Родины" 9\2002
(Прим.26*) - М.Маслов "Король истребителей. Боевые истребители Поликарпова"
(Прим.27*) - Б.Линдер "Диверсанты"
(Прим.28*) - Л.Семененко "Великая Отечественная война. Как это было"
(Прим.29*) - Ю.Ненахов "Войска специального назначения во второй мировой войне"
(Прим.30*) - М.Зефиров "Корабли-цели. Противостояние люфтваффе и советского Балтийского флота"
(Прим.31*) - А.Бармин "Соколы Троцкого"
(Прим.32*) - В.Котельников "Американцы" в России"
(Прим.33*) - В.Иванов "Самолеты Н.Н.Поликарпова"
(Прим.34*) - C.Ченнык "Купола над Ак-Монаем" журнал "Военный Крым" 02\2011
(Прим.35*) - В.Августинович "Битва за скорость. Великая война авиамоторов"
(Прим.36*) - И.Мощанский "Трагедия брестской крепости"
(Прим.37*) - В.Бешанов "Летающие гробы Сталина"
(Прим.38*) - В.Галин "Политэкономия войны. Заговор Европы"
(Прим.39*) - М.Барятинский "Танковые ассы Гитлера"
(Прим.40*) - М.Барятинский "Скаут" - разведывательный бронетранспортер" журнал "Бронеколлекция №53"
(Прим.41*) - Г.Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915-2000"
(Прим.42*) - А.Широкорад "Советские зенитные автоматы" журнал "Техника и вооружение" 10\1996
(Прим.43*) - Р.Ангельский "Как один немецкий "Фау" стал вдруг русским "10х" журнал "Техника и вооружение" 8\2006
(Прим.44*) - О.Курихин "Львовские красавцы" журнал "Техника - молодежи" 11\2000
(Прим.45*) - А.Ермолов "Танковая промышленность СССР в годы ВОВ"
(Прим.46*) - А.Артемьев "Крылья сверхдержавы. Гражданская авиация России 1914-2009"
(Прим.47*) - К.Старосельцев "Катера"
(Прим.48*) - В.Христич "100 лет автоматическому маузеру" журнал "Ружье" 1-2\1997
(Прим.49*) - И.Евстратов "С "зубром" на капоте" журнал "Моделист-конструктор" 4\2009
(Прим.50*) - Д.Дональд "Боевые самолеты Люфтваффе"
(Прим.51*) - В.Котельников "Самолеты-гиганты СССР"
(Прим.52*) - А.Широкорад "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-45гг"
(Прим.53*) - С.Шунков "Танковые войска Гитлера 2МВ"
(Прим.54*) - Л.Смирнова "Всемирная история артиллерии"
(Прим.55*) - М.Маслов "Корабельные самолеты-разведчики СССР"
(Прим.56*) - А.Кириндас "Стальные кони первых пятилеток" журнал "Техника и вооружение" 2\2013
(Прим.57*) - В.Мартынов "Германская малютка Деница" журнал "М-Хобби" 6\2013
(Прим.58*) - И.Иванов "С именем "железного Феликса" журнал "Наука и жизнь" 5\2012
(Прим.59*) - Н.Якубович "Самолеты В.М.Мясищева"
(Прим.60*) - И.Мощанский "Красные разведчики. Семейство танков Т-40"
(Прим.61*) - Д.Портер "Вторая мировая - стальной вал с Востока. Советские бронетанковые войска 1939-45гг"
(Прим.62*) - "Авиация от А до Я: Ту-4" журнал "Мировая авиация" №247
(Прим.63*) - В.Мартынов "С дирижаблем на капоте" журнал "М-Хобби" 10\2013
(Прим.64*) - А.Рябков "Звезда Советской Украины" журнал "М-Хобби" 9\2013
(Прим.65*) - В.Котельников "Русские крылья Чехословакии" журнал "Авиапарк" 1\2009
(Прим.66*) - М.Дмитриев "Гидроавиация России" журнал "Техника - молодежи" 12\2013
(Прим.68*) - А.Заблотский "Гидросамолеты "Каталина" в советской морской авиации в годы войны" журнал "Наука и техника" 1\2013
(Прим.69*) - Ю.Голубовский "Повесть о настоящем автомобиле" журнал "Наука и техника" 11\2013
(Прим.70*) - А.Чернышев "Советские крейсера Великой Отечественной"
(Прим.71*) - И.Мощанский "Красные разведчики. Семейство танков Т-40"
(Прим.72*) - А.Харук "Все самолеты люфтваффе"
(Прим.73*) - В.Котельников "Заметки с выставки" журнал "Моделист-конструктор" 5\2014
(Прим.74*) - рубрика "История танкостроения": "Какие танки нам нужны" сборник "Русские танки" №4 - ЗСУ "Шилка"
(Прим.75*) - "В сравнении с противником" сборник "Русские танки" №74: БТ-7
(Прим.76*) - Ж.Рестен "Танки мира 1939-45гг"
(Прим.77*) - А.Степанов "Развитие советской авиации в предвоенный период"
(Прим.78*) - В.Капистка "Что мы взяли у Люфтваффе" журнал "Крылья Родины" 9\1995
(Прим.79*) - В.Перов "Чайник" не истребитель" журнал "Крылья Родины" 1\1996
(Прим.80*) - В.Котельников "Немецкие "глаза" советского флота" журнал "Крылья Родины" 9\1996
(Прим.81*) - Н.Якубович "Перевербованный шпион" журнал "Крылья Родины" 10\1996
(Прим.82*) - Д.Соболев "Северский" против И-16" журнал "Крылья Родины" 02\1996
(Прим.83*) - В.Ригмант "На стыке двух эпох" журнал "Крылья Родины" 08\1997
(Прим.84*) - В.Егоров "Первая высотная авиаторпеда" журнал "Крылья Родины" 10\1997
(Прим.85*) - В.Котельников "Шеститонный малыш Сикорского" журнал "Крылья Родины" 2\1998
(Прим.86*) - В.Котельников "Лось" в небе" журнал "Крылья Родины" 3\1998
(Прим.87*) - В.Кондратьев "Дебют в китайском небе" журнал "Крылья Родины" 5\1996
(Прим.88*) - Н.Якубович "Для всех фронтов" журнал "Крылья Родины" 5\1998
(Прим.89*) - В.Котельников "Скоростной "головастик" журнал "Крылья Родины" 5\1998
(Прим.90*) - Д.Янюк "Шведские "быки" над фьордами и джунглями" журнал "Крылья Родины" 6\1998
(Прим.91*) - Н.Якубович "Там вдали у реки" журнал "Крылья Родины" 10\1998
(Прим.92*) - Н.Гордюков "Первый авиадолгожитель" журнал "Крылья Родины" 11\1998
(Прим.93*) - В.Котельников "Летающие лодки Дугласа в Сибири" журнал "Крылья Родины" 1\1999
(Прим.94*) - В.Котельников "Неторопливый, но надежный" журнал "Крылья Родины" 7\1998
(Прим.95*) - В.Котельников "Фантом" - неудачник" журнал "Крылья Родины" 8\1998
(Прим.96*) - В.Котельников "Еще один "светлячок" журнал "Крылья Родины" 9\1998
(Прим.97*) - В.Котельников "Электра" журнал "Крылья Родины" 6\1999
(Прим.98*) - В.Котельников "Быстроходный моноплан" журнал "Крылья Родины" 12\1999
(Прим.99*) - С.Колов "Классический "хейнкель" журнал "Крылья Родины" 03\2000
(Прим.100*) - Н.Васильев "Испанский подарок" журнал "Крылья Родины" 03\2000
(Прим.101*) - В.Алексеенко "В суровые годы войны" журнал "Крылья Родины" 05\2000
(Прим.102*) - В.Котельников "Не оправдавший ожиданий" журнал "Крылья Родины" 09\2000
(Прим.103*) - В.Котельников "Автожиры Сиервы" журнал "Крылья Родины" 12\2000
(Прим.104*) - В.Котельников "Боевой биплан фирмы "Авиа" журнал "Крылья Родины" 01\2001
(Прим.105*) - Ю.Засыпкин "С мотором "Рено"-6" журнал "Крылья Родины" 01\2002
(Прим.106*) - В.Котельников "87 модификаций" журнал "Крылья Родины" 03\2002
(Прим.107*) - Н.Васильев "Накануне войны" журнал "Крылья Родины" 06\2002
(Прим.108*) - В.Котельников "Моторы большой войны" журнал "Крылья Родины" 07\2002
(Прим.109*) - В.Котельников "Как итальянский истребитель чуть не попал в ВВС РККА" журнал "Крылья Родины" 07\2002
(Прим.110*) - Н.Круглов "Дорнье" на советском фронте" журнал "Крылья Родины" 06\2003
(Прим.111*) - М.Зефиров "Все для фронта? Как на самом деле ковалась победа"
(Прим.112*) - И.Холмских "Штурмовики США: на пороге 40-х" ,журнал "Арсенал-коллекция" 8\2015
(Прим.113*) - А.Дашьян "Так что же видел Гинзбург?", журнал "Арсенал-коллекция" 11\2015

8 комментариев:

  1. > - мотор М-105П, созданный на основе германского двигателя фирмы «Юнкерс», выпускался в СССР по лицензии с конца 30-х гг (Прим.30*)

    > - авиамотор М-100 (стояли на бомбардировщиках СБ) и его модификации М-100а, М-103, М-104, М-105, ВК-107...- по лицензии "Испано-Суиза Hs-12"(Франция) (Прим.5* и Прим.8*)

    Так все ж таки - JUMO или Hispano-Suiza HS-12Y ? :)

    ОтветитьУдалить
  2. Если бы автор обоих сообщений был один и тот же человек, то его нетрудно заподозрить в недобросовестности при подготовке книги, но авторы в данном случае разные и на их совести, кто их них мог ошибиться. Если, конечно, можно говорить об ошибке и вот по какой причине - моторы М-105 и М-105П в советской классификации моторов могли быть отнюдь и не модификацией одного и того же мотора - в нашем случае М-105. И второе - в обоих ссылках идет речь о авиамоторах, которые не были изначально советскими разработками и кто из авторов, в данном случае, ближе к истине - не критично для данной темы, хотя Вы имеете право считать и иначе. В любом случае - огромное Вам спасибо за подмеченное несоответствие. Для меня это является еще одним дополнительным поводом глубже и тщательнее делать вычитку материала. При появлении информации, что "прольет свет" на это несоответствие, в тему будут внесены соответствующие изменения.

    ОтветитьУдалить
  3. Р-1:
    - самолет- разведчик Р-1, скопированный в 1923г без всякой лицензии, английский самолет "Heviland"- D.H.9 (Прим.17*)
    - лёгкий советский бомбардировщик P-1 являлся полной копией английского DH-9A (Прим.4*)

    Разведчик и бомбардировщик одновременно? Модель понятно, типа одна и та же. А может он еще и истрибителем был? в то время можно было что хош на него повесить...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за выявленное "несоответствие", в действительности этот самолет использовался в советских ВВС того времени и в качестве разведчика, легкого бомбардировщика и штурмовика, корректировщика артиллерийского огня, для морского патрулирования и подготовки пилотов военной и гражданской авиации. Таким образом, оба автора по-своему правы, но сути это не меняет - советский многоцелевой военный самолет Р-1 является нелицензионной копией английского самолета DH-9A

      Удалить
  4. Танк Кристи был куплен и вывезен совершенно легально. В накладных так и написано "танк М1940 - 2 шт." А схема его подвески закончила свой путь на Т-34. Причем уже в 1941 был разработан следующий танк Т-34М с торсионной подвеской, началась сборка опытной партии. Но началась война... Подробно - см. М.Свирин "История советского танка". Во время войны все советские бронеавтомобили выпускались на американских шасси - бред, 100% советских БА - на отечественных шасси. С доброй половиной этих "открытий" можно поспорить, как с инженерной, так и с юридической точек зрения. Хотя - бесспорно - другая половина правда. Но "фильтровать" все-таки надо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за коммент и за книгу Свирина (обязательно скачаю и почитаю), но вносить изменения пока не буду, так как сначала надо самолично ознакомиться с рекомендованной Вами книгой. Относительно "Концепция ходовой части танка Кристи продолжает служить основополагающей для всех советских танков" - это тот редкий для меня случай, когда я поспешил поместить в эту тему интернет-информацию, которую я не подтвердил автором книги и благополучно об этом забыл. Данная информация будет немедленно удалена, как спорная и не подтвержденная документально. И напоследок, согласно моим же правилам к ведению этого блога, вся информация, имеющая письменное подтверждение (что автоматически удостоверивает факт моего прочтения) остается в теме и, при необходимости, может быть, как дополнена альтернативной информацией, так и информацией, которая опровергает первоначальное утверждение.

      Удалить
  5. Когда это мотор М-105 стал копией Юнкерса? Линейка М-100, М-103, М-105, М-107 - это французская "Испано-Сюиза" HS12Y

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за внимательное прочтение выставленного материала, но тогда Вы должны были бы заметить, что я неслучайно поместил это сообщение рядом с двумя другими сообщениями, в которых два разных автора в одних и тех же своих работах (смотреть "Примечания") дают разночтение касаемо "прародителя" двигателя М-105. Ввиду подобной свистопляски я пока, до получения большего количества материалов, подтверждающих ту или иную точку зрения, не буду ничего менять - в конечном счете в этом наглядно и показательно отношение некоторых авторов к историческим фактам.

    ОтветитьУдалить